Ристори выступала в Москве и Петербурге
Давая ежегодные спектакли на родине, Ристори пользовалась обретенной материальной независимостью, чтобы там, где еще царили австрийцы, играть искаженные цензурой пьесы без вымарок, полностью. Она платила штрафы, ее труппу высылали из города, но каждый такой спектакль и даже самый факт расправы ненавистных властей с прославленной артисткой усиливал ненависть к врагу, умножал силы в борьбе.
Дважды — в 1860 и 1861 годах — Ристори выступала в Москве и Петербурге. Она встретила горячий прием, особенно в Москве, где ее спектакли посещало много учащейся молодежи. В связи с этим Ристори говорит об «оживляющем влиянии на общество» Московского университета. Приезду итальянской артистки предшествовали заявления некоторых литераторов, что известность ее якобы создана «французскими фельетонистами». В ответ на это журнал «Современник» опубликовал высказывание замечательного русского актера А. Е. Мартынова, который видел Ристори за границей: «Это не ложная слава, это великая артистка, в этом нет сомнения».
Обширный репертуар Ристори состоял из пьес разных жанров и разной художественной ценности. Наряду с «Марией Стюарт», «Миррой», «Макбетом», «Трактирщицей», « Федрой» Расина, «Лукрецией Борджа» Гюго в него входили «Медея» Легуве, «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве, «Елизавета, королева Англии», «Юдифь» и «Мария-Антуанетта» Джакометти, комедии Феррари и другие пьесы современных, преимущественно итальянских, авторов.
Особенно привлекали Ристори сильные, крупные характеры, исполненные могучих страстей, находящиеся в остром внутреннем конфликте или в противоборстве с внешними силами. В заостренном, подчеркнутом противопоставлении их характерам слабым, неустойчивым, мелкоэгоистическим — особенность творческой индивидуальности Ристори. Не удивительно, что именно молодежь так горячо отзывалась на ее спектакли.
Наряду с. ролью Марии Стюарт русская критика высоко оценила созданный Ристори образ библейской героини Юдифи в одноименной трагедии Джакометти. Автор написал ее в канун войны 1859 года, когда вся Италия клокотала, требуя покончить с австрийским игом. Призыв Юдифи к «священной войне с угнетателями родины» находил непосредственный отклик в сердцах патриотов. Многие зрители прямо после спектакля шли записываться в волонтеры Пьемонтской армии.
С приездом Ристори в Россию связано решение А. Н. Серова создать оперу на сюжет драмы Джакометти, которая заключала в себе почти готовое оперное либретто.
Самой значительной и зрелой работой Ристори была роль леди Макбет. Этот образ привлек ее «могучим и величавым масштабом», колоссальной силой-воли, трагизмом душевной жизни.
Она начала работу над трагедией Шекспира в 1857 году, после первых лондонских гастролей. Английский критик Дж. Найт писал в 1875 году, что после Сары Сиддонс никого нельзя сравнить с Ристори в роли леди Макбет. С 1882 года Ристсфи стала играть ее на английском языке, который, как и французский, она знала в совершенстве.
В интерпретации Ристори леди Макбет движима всепоглощающим честолюбием, неутолимой жаждой власти. Как ни сложна внутренняя жизнь образа, в исполнении Ристори всегда было ясно его «зерно», его сквозное действие. Она создавала могучии по масштабу образ, в котором все было подчинено целому. В деталях — мера и художественный такт. В сцене сомнамбулизма в четвертом акте, в этой картине трагического распада души, разлома могучей и жестокой воли, — ни малейшего стремления задержаться на страшном, подчеркнуть его.
«Вот она остановилась. Неподвижные глаза направились прямо на зрителей. Глаза эти, казалось, ничего не видели; но взгляд их пронизывал насквозь, обдавал сердце холодом. «Пятно, еще пятно!» — произнесла она гробовым голосом. Все глаза обратились на ее руки, и тут только заметили мы, что она во все время приближения своего к авансцене терла их одна об другую, и судорожное движение это было так невольно, что его можно было не заметить,— оно терялось в созерцании целой фигуры, олицетворявшей отсутствие всякой воли, всякой самостоятельности действия»
Аделаида Ристори в роли леди Макбет. «Макбет» В. Шекспира
Эрнесто Росси, не видевший Ристори в роли леди Макбет, был, однако, уверен, что она одна могла «дать ей настоящий характер». Он объяснял это тем, что артистка, «достигнув славы, несмотря на годы, продолжала учиться».
Покинув сцену в 1885 году, Ристори написала книгу «Этюды и воспоминания». В ней она делится своим художественным опытом, анализирует свою работу над ролями Мирры, Марии Стюарт, Медеи, королевы Елизаветы и леди Макбет, а также формулирует свои взгляды на искусство актера.