Романтический универсализм
Всем своим мироощущением романтики постигли изменяемость мира. В противовес рационалистическому искусству XVII—XVIII веков в романтизме проявилось или резко углубилось понятие своеобразия эпохи, пейзажа, личности. Романтический универсализм нисколько не мешал поискам «вещности», чувственной ощутимости мира.
При абстрактности и «космизме» обобщений романтики добивались предельной конкретности и выразительности портрета, детали, вещи, этим тоже подготавливая реализм XIX века. Романтизм ввел в литературу и на сцену все многообразие мира в его неповторимой чувственной ощутимости, живописной и пестрой многокрасочности. Он ввел понятие «местного колорита», то есть исторического своеобразия облика эпохи. Для театра этот романтический «местный колорит» означал, по существу, полный переворот, решительный пересмотр всех сценических традиций и канонов, преодоление абстрактности классицистского спектакля. Могучим. источником обновления искусства явилось для романтиков народное творчество. В первой -половине XIX века почти во всех странах начинается интенсивное собирание произведений народного искусства и научная обработка фольклора, в котором увидели наконец «живые факты истории языка, характера народа»1. Эта эпоха подарила миру не только бр. Гриммов и Андерсена, но и блестящую плеяду ученых — филологов, фольклористов, собирателей песен, сказок, легенд. Правда, использование фольклора и само понимание народности было далеко не однородным. Консервативные художники приходили нередко к идеализации феодальной старины, к мистической трактовке народно-легендарных сюжетов. Передовые художники поднимались до более или менее ясного осознания роли народа в истории и до истинного постижения бессмертной красоты народной поэзии. В конечном счете обращение к фольклору принесло громадный плодотворный результат. Это сказалось и в музыке, овладевшей льющейся россыпью народно-лесенной музыкальной интонации, и в литературе, которой обращение к народному искусству помогло расширить лексику, принесло бесконечное богатство ритмических форм.
Значительную роль народное искусство сыграло и в развитии драматургии. Создатели европейской романтической драмы в поисках новых форм смело экспериментировали, опираясь на народно-обрядовую стихию (Мицкевич), народную легенду и сказку (Тик, Раймунд, Нестрой, Тыл, Словацкий, Верешмарти, Эленшлегвр), на жанры демократического театра (Гюго, Дюма). Теоретики и создатели романтической драмы продолжили на новом этапе борьбу поздних просветителей против традиций классицизма и довели ее до конца. Они сломали поэтику жанров — святая святых классицизма, отказались от догматической неподвижности форм, резко расширили тематический диапазон драматургии, включив в него огромное богатство явлений реальной действительности, отказавшись от понятий «высокого» и «низкого». Эта демократизация, расширение сферы искусства привели в драматургии к небывалой свободе и гибкости форм. В поисках обновления жанров, обогащения образных средств демократизации героев, сюжетов, языка, расширения емкости драмы, умения передать движение жизни драматургиромантики обратились не только к фольклору, но и к великим завоеваниям эпохи Возрождения. На помощь им приходит испанская и английская драматургия, особенно Шекспир, к которому большинство романтиков относится восторженно и благоговейно.