Самый термин «водевиль»
Эта идейная эволюция была особенно очевидна в самом легком и гибком из жанров, рожденных революционным театром, — в водевиле. Жанр этот, как и мелодрама, зародился в бульварных театрах XVIII века. Самый термин «водевиль» восходит к старинному французскому названию шутливых юмористических песенок-куплетов с повторяющимся припевом, создание которых приписывается народному поэту XV века Оливье Басселену. В XVIII веке водевили были широко использованы ярмарочными и бульварными театрами. Легкие, задорные куплеты, поющиеся на популярные мелодии, входили в состав ярмарочного спектакля, иногда заканчивали большую комедию. Но водевиль как самостоятельный театральный жанр сложился только в период французской революции.
Маленькие одноактные пьески, буффонно-комедийные по сюжету, чередующие незатейливый, веселый диалог с многочисленными куплетами, сразу полюбились демократическому зрителю. Увлечение водевилем было настолько сильным, что уже в 1792 году два драматурга-водевилиста— Пиис и Барре-—создают специальный театр, названный ими театром Водевиль. Вскоре появляются и другие водевильные театры — театр Трубадуров, театр Монтансье (в помещении Пале-Рояля) и другие. Водевиль проникает в другие театры, обычно являясь добавлением к основной, многоакт-ной пьесе. Наиболее ранние образцы водевилей еще тесно связаны с жанрами низового театра. В них действуют постоянные персонажи пантомим и ярмарочных парадов — ворчливый старик Кассандр, глупый увалень Жиль, неунывающий юркий Арлекин, живая веселая Коломбина. Такие пьесы, как «Арлекин — расклейщик афиш» (1792), «Арлекин-портной» (1793) и многие другие, — комедийные безделушки, веселые и забавные, но еще не связанные с революционной современностью. На этих водевилях еще лежит печать дореволюционных цензурных ограничений. Но очень скоро водевиль насыщается политической злободневностью. Сама стремительная легкость этого жанра делала его необычайно приспособленным к восприятию идей, событий, дел сегодняшнего дня. Одноактные пьески, куплеты которых чаще всего исполнялись на знакомые зрителям мотивы, писались в один-два дня и с такой же быстротой ставились на сцене.
Для водевиля 1793—1794 годов характерно сочетание острой балаганной шутки с политической сатирой и патриотическим пафосом. Нередко водевиль инсценировал какой-нибудь эпизод, связанный с проявлением патриотических и гражданских чувств, подхватывая распространившийся слух, устный рассказ, газетную заметку. В подзаголовке водевилей 1793—1794 годов часто стоит — «исторический и патриотический факт в одном действии с водевилями». Так, водевиль «По возвращении» Раде и Дефонтена (1793) рисует жениха, который сразу после обручения отправляется на фронт, хотя по возрасту он имеет возможность уклониться от призыва в армию. Куплеты, призывающие к защите республики и к свержению тиранов, заканчивали эту пьеску, придавая ей боевой, публицистический характер. Близок по теме и водевиль тех же авторов «Еще один кюре» (1793), где выведен священник-патриот, презирающий свою профессию. Восторженно приняв революцию, кюре согласно новому закону, ликвидировавшему безбрачие духовенства, женится на монахине. Затем он объявляет, что не хочет носить имя христианского святого.
Священник и зашедший к нему солдат принимают имена античных героев — патриотов Аристида и Сцеволы. Наконец, кюре сбрасывает сутану и, получив от солдата урок строевой службы, вместе со своим учителем отправляется на фронт. Антиклерикальная тема, намеченная в водевиле «Еще один кюре», становится одной из центральных тем водевилей якобинского периода. Во многих водевилях разоблачаются «тайны монастырской жизни», показывается распутство аббатов и аббатис, раскрывается нелепость вынужденного аскетизма. Молодые монахини читают романы, мечтают о замужестве, их возлюбленные переодеваются монахами и монахинями, чтобы пробраться в монастырь. Водевильная путаница помогает обмануть бдительных стражей, молодость и природа одерживают победу над отвратительным «черным царством».