СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Во второй половине XIX века в центральных городах Соединенных Штатов наряду с ранее функционировавшими театрами появляется немало новых. Однако это оживление театральной жизни было чисто внешним. Количество театров увеличивалось в первую очередь за счет появления в США немецкой и итальянской оперы, французской драмы и т. д. Возникшие же в середине века новые американские театральные организмы существенно не изменили общего низкого уровня театрального искусства. Большая часть театров попрежнему оставалась «бродячими». Эти передвижные труппы обладали более или менее твердым актерским составом. Наиболее своеобразными из них были «плавучие» театры, просуществовавшие почти весь XIX век, то есть до тех пор, пока реки оставались основными транспортными артериями США.
Плавучие театры перемещались на небольших речных пароходах, плававших в летнее время по реке Миссисипи и останавливавшихся во всех населенных пунктах, расположенных по ее берегам. Нередко капитан парохода был руководителем небольшой труппь, исполнявшей наивные мелодрамы, вроде «Сюзанны из Кентукки», «Дочери игрока», «Бури и солнца».
Это были незамысловатые пьесы, часто переведенные с французского языка или состряпанные каким-нибудь местным любителем театра. Но в этих пьесах добро превозносилось, а зло порицалось столь горячо, что это всегда находило живой отклик у неискушенных зрителей окрестных селений и ферм. Для простых людей, живших за многие сотни и тысячи миль от центров цивилизации, такие спектакли были большим событием. Их встречали и принимали с огромной радостью. Плавучие театры несли с собой демократический дух патриархальной жизни первых поселений.
В 1850-х и 1860-х годах, когда театральное искусство начинает все интенсивнее попадать в орбиту предпринимательства, возникает другая разновидность бродячих трупп. В ее создании принял активное участие Дайон Бусико. Репертуар каждой из этих трутап состоял из одной пьесы, которая шла до тех пор, пока имела успех у зрителей, то есть приносила доходы. Это не только помешало американским авторам ставить в театре свои пьесы, но и способствовало утверждению системы «звезд», которые подбирали себе наиболее выигрышные роли за счет снижения общего художественого уровня спектакля.
Система «звезд» зародилась в Америке еще в конце XVIII века под влиянием английских гастролеров. Приехав в Америку, они обычно подбирали труппу, во главе которой совершали турне по стране. С появлением в США собственных, американских актеров последние стали следовать примеру английских. Они прочно сохраняли свое ведущее положение в труппе, не только не заботясь об ансамбле, но, наоборот, всячески стремясь выделиться за счет других исполнителей. Как правило, «звезды» являлись господами положения, потому что они были владельцами реквизита и все члены труппы находились от них в материальной зависимости. Мастерство актеров значительно выхолащивалось в результате такого длительного почти механического повторения одних и тех же ролей.
По мере распространения системы «звезд» разлагающее влияние ее все усиливается. Зритель, привыкший к тому, что спектакль концентрировался вокруг «звезды», требовал все новых и новых «звезд». Постановки без их участия были обречены на провал. Заинтересованные в наживе антрепренеры городских театров, стремясь заполучить очередную «звезду», платили ей баснословные гонорары. Это делалось за счет сокращения насущных профессиональных расходов, что влекло за собой снижение и без того невысокого уровня театрального искусства. Совершенствование исполнительского мастерства актеров ничем не стимулировалось, наоборот, актеры должны были стушевываться перед «звездами». Последние же предельно использовали свое положение. Число «звезд» быстро возрастало, тогда как постоянные труппы все более деградировали и распадались.