«Сентябрьские законы»
Несмотря на охранительно буржуазную сущность социальных позиций Пиа, резкость его антимонархических выпадов привела к запрещению пьесы после первого же представления. Потом ее разрешили с цензурными вымарками, и она прошла с успехом тридцать раз. «Сентябрьские законы» 1835 года прекратили ее сценическую жизнь, но авторам все же удалось издать «Анго», предпослав пьесе предисловие, которое стало одним из наиболее радикальных манифестов демократического крыла французской драматургии. Пафос этого предисловия, насыщенного резкими антимонархическими выпадами, направлен в первую очередь против реакционной теории «искусства для искусства», получавшей во Франции все более широкое распространение по мере укрепления буржуазной идеологии.
Пиа и Люше резко отгораживались от чисто формального новаторства и призывали помочь «воздействию содержания на форму». Объявляя революцию законом природы, они призывали создавать искусство полезное обществу, помогающее утверждению прогрессивных идей, искоренению преступлений, исправлению нравов. В этом решительном утверждении общественно значимой драматургии, в требовании поворота искусства к реальным вопросам живой социальной действительности— основная ценность предисловия к «Анго». Но в решении этой задачи Пиа ни в одной из своих пьес не преступил рамок моральной критики существующего строя. В драме «Два слесаря» (1841) Пиа впервые обратился к рабочей тематике и выразительными, правдивыми красками нарисовал картину страшной нищеты пролетариата в капиталистическом обществе. Но, высказывая сочувствие пролетариату, Пиа видел в нем только жертву общественной несправедливости, а не борца против нее. Показав картины социального зла, он не дал типического для буржуазного общества конфликта. Буржуазная идейность пьесы усиливается тем, что ее положительный герой, слесарь Джордж, противопоставленный преступному богачу-банкиру, оказывается по своему происхождению богатым буржуа, временно впавшим в бедность, так как семья его разорена злодеем-родственником. Второй же рабочий, выведенный в пьесе и являющийся действительно пролетарием по происхождению и положению, становится вором и в циничном аморализме не уступает банкиру. Правда, Пиа стремится показать, что в буржуазном обществе преступление является почти единственным путем к богатству, но и это не заглушает настойчиво звучащей в драме проповеди классового мира.
Пьеса завершается гибелью злодеябанкира, а предстоящая свадьба дочери банкира с Джорджем должна наградить благородного героя солидным состоянием и вернуть ему обеспеченное положение. К этой пьесе еще больше, чем к остальным, могут быть отнесены слова К. Маркса, которыми он характеризовал впоследствии (в июне 1854 года) Пиа и его политических друзей: «Противно, что эти филистеры никогда не выдерживают роли и не могут отказаться от этой «мелодраматической» лжи, апеллирующей к сердцу обывателя» Таким образом, сближаясь с социально-утопическими учениями своего времени, Пиа подвергал резкой критике классовое и имущественное неравенство и разоблачал моральную испорченность, возникающую в результате нищеты одних и жадного стяжательства других. Но в своей положительной программе он не поднялся выше филантропизма, социального сострадания, что внесло в его драмы «мелодраматическую ложь» и морализующе-дидактический тон. И все же при всей непоследовательности и ограниченности идейных позиций Пиа социально-критическая направленность его драматургии 1830—1840-х годов помогла ей сыграть немалую пропагандистскую роль. Это особенно ярко проявилось в конце 1840-х годов, когда рост общественного недовольства вызвал и активизацию оппозиционной литературы.
Самым ярким проявлением этого движения в театре была знаменитая мелодрама Пиа «Парижский тряпичник» (1847). Постановка этой пьесы в театре Порт-Сен-Мартен 11 мая 1847 года ознаменовала высшую стадию в развитии жанра социальной мелодрамы. В накаленной атмосфере предреволюционных дней «Парижский тряпичник» прозвучал как подлинно революционное произведение, хотя пьеса и страдала обычным для Пиа ограниченным морализированием.