Шарлотта Кашмен в роли леди Макбет
В начале ее сценической карьеры Кашмен в роли леди Макбет упрекали в декламационности и в том, что она лепит образ несколько примитивно. В пору творческой зрелости актрисы о таких упреках уже не могло быть и речи. Титаническая мощь страстей, которой достигала Кашмен, захватывала всех ее современников. По словам Макреди, игравшего с нею Макбета, ее исполнение было таким великим и тонким произведением искусства, что он, находясь с ней рядом на сцене, чувствовал себя ничтожеством.
Еще более выдающейся и законченной сценической работой Кашмен была роль королевы Екатерины в хронике «Король Генрих VIII», в которой современников поражала гамма разнообразных противоречивых чувств. Огромный успех имела, например, последняя сцена второго акта, в которой происходит беседа королевы с кардиналом Компьенским и Уолсеем. Здесь переход от глубокого внимания и смирения, с которым королева слущает рассказ кардинала, к величавому, испепеляющему гневу, когда она обращается к Уолсею, осуществлялся актрисой с блистательной легкостью и стремительностью. В последней сцене медленной смерти королевы игра Кашмен вызывала рыдания зрителей. По мнению современников, этот образ умер вместе с актрисой.
Немалое место в творчестве Кашмен занимали мужские роли. Обращение к ним подсказывалось не только особенностью ее внешних актерских данных (высокая стройная фигура, мужественный облик, глубокий низкий голос), но и творческим пристрастием Кашмен к смелым, цельным, сильным характерам. К числу наибольших удач Кашмен следует отнести образ Ромео. Ее Ромео был правдив, серьезен, глубок. В исполнении Кашмен пленяли непосредственность и свежесть чувств.
Как и все романтические актеры, Кашмен отдала немалую дань мелодраме. Исключительный успех неизменно сопровождал ее выступления в роли Мег Мерилайс в пьесе, написанной по мотивам романа Вальтера Скотта «Гай Меннеринг». Мег — старая бедная цыганка, перенесшая много горя и лишений, но наделенная горячим сердцем и необычайной силой духа. Создавая образ Мег, Кашмен давала волю своей фантазии, максимально используя романтический колорит пьесы. Судьба цыганки вызывала глубокое сострадание: зрители плакали. Сцена, в которой Мег — Кашмен появлялась лунной ночью над распростертым телом Гарри Бертрама, производила устрашающее впечатление.
Демократические симпатии и глубокий гуманизм творчества выдающейся американской актрисы с особой силой прозвучали, когда она обратилась к современной теме, сыграв роль Ненси Сайке в инсценировке «Оливера Твиста» Ч. Диккенса. Эта роль принесла Кашмен наибольший успех. По словам одного критика, «портрет женского бесправия, нарисованный ею, был до боли правдив». Кашмен неизменно стремилась выявить лучшие человеческие черты в создаваемых ею образах и насытить их гуманистическим содержанием. В этом и заключалось основное прогрессивное значение ее творчества.
Реалистические тенденции американского актерского искусства получают свое полное и глубокое развитие в творчестве великого негритянского трагика Айры Олдриджа (ок. 1805— 1867), отвергнутого своей родиной и ставшего общеевропейской знаменитостью.
Судьба этого яркого актера-гуманиста, передового человека своего времени, вынужденного покинуть США вследствие дискриминации и преследований реакционной прессы,— типичный пример условности американской «демократии» уже в первой половине XIX столетия. Характерно, что в американских энциклопедиях и работах по истории театра имя Олдриджа либо совсем не упоминается, либо упоминается вскользь. Между тем именно он был величайшим актером Америки XIX века.
С юных лет пристрастие Олдриджа к театру было глубоко и непреодолимо. Несмотря на происки мракобесов, разгромивших маленький любительский негритянский театр в Нью-Йорке, в котором Олдридж в 1820-х годах осмелился играть Шекспира, он не бросает сцену. Противодействие отца, отправившего его в Англию учиться в богословском колледже, не помешало Олдриджу дебютировать в 1826 году в одном небольшом лондонском театре в роли Отелло. Он сразу завоевывает горячее признание зрителей, которое неизменно сопутствовало ему в дальнейшем.
Но травля со стороны реакционных актеров и прессы преследует Олдриджа также и в Англии. Это вынуждает его в 1830-х годах покинуть театр Ковент-Гарден, а позднее и вообще пределы Англии.