Шелли в трагедии
В трагедии «Ченчи» вопрос об активном сопротивлении злу также является центральной проблемой. Насилие, применяемое тиранами, служит проявлением их произвола и бесчеловечности. Насилие, применяемое Беатриче, убивающей своего деспота отца, является защитой справедливости и человеческих прав. Шелли в данной трагедии решительно порывает с абстрактным гуманизмом, отвергающим всякое насилие, и оправдывает насилие, применяемое против угнетателей. «Ченчи» знаменует важнейший шаг вперед в развитии революционных воззрений самого Шелли и в развитии революционно-демократической идеологии в Англии, представителем которой был Шелли. Этот же круг вопросов должен был, по-видимому, стать в центре драмы «Карл I», над которой Шелли работал с 1818 года, но она осталась незаконченной. Обращение поэта к сюжету из истории английской буржуазной революции XVII века свидетельствовало о его стремлении рассмотреть эти же проблемы в непосредственном применении к событиям политического характера.
Остается лишь сожалеть, что историческая драма Шелли об английской революции осталась незавершенной. Сохранившиеся фрагменты ее свидетельствуют о том, что в драматургии Шелли явно нарастали реалистиче-ские тенденции. Об этом говорят в особенности народные сцены драмы. В 1820 году Шелли опубликовал «трагедию» «Эдип тиранг или Толстоногий тиран», якобы переведенную с древнегреческого. В действительности это было оригинальное произведение, и притом не трагедия, а сатирическая пьеса в двух актах, посвященная злободневным политическим событиям в Англии. Реакционеры сразу же разгадали аллегорию, содержавшуюся в пьесе, и Общество по борьбе с пороком потребовало от издателя немедленного изъятия книги, что и было сделано. Только семь экземпляров было продано. В 1839 году вдова Шелли опубликовала это произведение в Собрании сочинений поэта. Подражая отцу политической комедии Аристофану, Шелли создал острый драматический памфлет, направленный против английской монархии, дворянства и буржуазии.
Поводом к написанию пьесы послужил нашумевший в то время в Англии бракоразводный процесс короля Георга IV. Передовая обще-ственность Англии, справедливо видя в действиях короля типичное проявление произвола, приняла сторону несправедливо обвиненной королевы Каролины. В сатирической комедии Шелли Эдип, именуемый в пьесе Толстоногим тираном (намек на раздутые подагрой ноги Георга IV), намеревается развестись со своей супругой королевой Ионой. В этом ему помогают его придворные и особенно жрец Маммона, аллегорически воплощающий власть денег. Английские обыватели представлены в виде свиней, отощавших оттого, что королевские поборы лишили их пищи. Но, чтобы получить общественную поддержку, Маммона предлагает подкормить несколько свиней, надеть на них украшения и сделать их судьями королевы. Коварный план короля и двора разбивает бык Ион. Он является аллегорическим воплощением Джона Булля (Джон Бык) — английского народа, который прогоняет короля и его приближенных. Королева садится на спину быка — они будут преследовать всю королевскую шайку, пока не победит справедливость.
Ярким сатирическим эпизодом пьесы является сцена в храме Голода, где король и придворные пируют за богато уставленным столом, в то время как бедняки подхватывают крохи, остающиеся от пиршества богачей. Это произведение Шелли заслуживает быть отмеченным особо как единственная сатирическая комедия, созданная в Англии драматургией революционного романтизма. К числу демократических представителей романтизма принадлежал также Джон Ките (1795—1821), выходец из народной среды, создавший наиболее тонкие произведения английской романтической поэзии. Затравленный реакционной критикой, Ките рано умер, оставив значительное поэтическое наследие, среди которого имеется одно драматическое произведение—«Оттон», написанное в соавторстве с Эрмитейджем Брауном.