Скриб близко подходит к разоблачению

В комедии «Пуф», написанной за месяц до начала революции 1848 года, Скриб достигает вершины своего критицизма. Один из героев пьесы говорит о Париже: «В этом городе великом и многолюдном… правды ни даром не говорят, ни за деньги не продают… Каждый изобретает себе ложь, получает на нее привилегию и пользуется законными с нее доходами… » Среди «пуфов» всякого рода он называет льстивые речи к избирателям, патриотическую декламацию кандидатов в депутаты, «пуфы» филантропии, преданности отечеству и т. д. Нагромождая в этой пьесе «пуф» на «пуф», Скриб близко подходит к разоблачению существенных пороков политической основы буржуазной демократии. Но и в этой пьесе дается лишь мнимое разоблачение «пуфистов». Герою удается получить руку (и, конечно, миллионное состояние) любимой девушки только путем отказа от разоблачения ничтожного, лживого, но богатого и занимающего положение в обществе соперника. Снова Скриб убеждает зрителя, что активная борьба против общественного зла невозможна и даже вредна. В конечном счете весь критический пафос Скриба можно свести к требованию: «Обогащайтесь, но не спекулируйте слишком откровенно! Добивайтесь карьеры, миллионных наследств и приданых, но сохраняйте при этом благопристойность! И главное, не бунтуйте!»В этих комедиях типичность конфликта и ряда сатирических образов придают пьесам реалистический колорит. Но подлинно реалистического раскрытия жизненных противоречий буржуазного общества Скриб не дает и здесь.

Положительные его герои— моральные схемы, марионетки, лишенные индивидуальности и характеров, и сами они не действуют. Их специфическая функция — декламировать о добродетели и служить поводом для действия других персонажей комедии. Поскольку конфликты подавляющего большинства пьес Скриба строятся на погоне за карьерой или деньгами, они все скроены по одному шаблону, И в водевилях, и в исторических пьесах, и в современных бытовых комедиях Скриб придумывает множество более или менее вероятных препятствий, неожиданных случайностей и заставляет героев искать хитроумные способы их преодоления, ловить случай и использовать его для своей выгоды. В изобретении этой своеобразной «скачки с препятствиями», в искусстве нагромождения перед героями неожиданных случайностей Скриб достиг немалого мастерства. Он овладел ремеслом драматурга, научился ловко строить динамически развивающуюся интригу и создавать хотя и литературно небрежный, лишенный поэтических красок, но всегда живой диалог. Исчерпывающе зная обычаи, взгляды, манеры, характерные жесты и словечки французского мещанина, Скриб воспроизводил иной раз на сцене забавные, слегка карикатурно заостренные образы, давая возможность актерам проявлять мастерство трансформации, характерного штриха, легкого и живого диалога. Но за внешне реалистическим воспроизведением действительности в пьесах Скриба лежал условный сюжет, весьма далекий от раскрытия подлинных жизненных противоречий. За поверхностной занимательностью исчезали мысли, внутренняя жизнь, психология героев.

Принципиально отрицая закономерность общественного развития, Скриб строил конфликт не на столкновении крупных общественных сил, а создавал комедию интриги, в которой эффектные сценические полсвкения и случай играли ведущую роль. Поскольку энергия героев в пьесах Скриба направлена исключительно на достижение личных целей, их задача заключается лишь в организации благоприятных для них обстоятельств. Они действуют при помощи шантажа, обмана, остроумных комбинаций, скользя по поверхности явлений и никогда не пытаясь вскрыть их сущность. Самого Скриба, как и его героев, целиком устраивал буржуазный общественный строй, дававший возможность приложения их предприимчивости. Перевес внешнего действия, его стремительное развертывание, осложненное неожиданными поворотами фабулы, созданной изобретательностью автора, а не логикой жизненной правды,— такова формула занимательной «массовой» драматургии Скриба.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!