Смех замирает
Играя в буржуазном водевиле, Дежазе своим высоким мастерством нередко способствовала утверждению репертуара, проникнутого чуждой народу идеологией.
С горечью писал об искусстве Дежазе великий немецкий поэт Г. Гейне: «Она, быть может, лучшая актриса Франции. С каким мастерством она играет бедную модистку, которая благодаря щедрости богача любовника вдруг оказывается окруженной роскошью… Ах! Все это очень мило и смешно, и публика смеется; но когда я подумаю про себя, чем в действительности кончается подобная комедия, а именно — грязью проституции, больницей Сен-Лазар… Тогда смех замирает у меня в горле… ». Но была в творчестве Дежазе и другая сторона. Старинное национальное искусство народных песенников нашло в ней одну из ярчайших своих представительниц. Ее жизнерадостное, остроумное, пленительно изящное искусство несло в себе черты французского национального характера и поэтому было близко и дорого широким зрительским массам. Противопоставляя Дежазе буржуазному искусству, А. И. Герцен писал о ней: «Франция реставрации, Франция Беранже, последняя веселая Франция, имела своим живым, веселым, гениальным представителем — Дежазе». Вольнолюбивый дух, пронизывавший творчество Дежазе, сказывался в задоре создаваемых ею образов непокорных, дерзких и смелых мальчишек, парижских гаменов, сочетавших в себе тонкое, лукавое очарование Керубино с беззаветной храбростью Гавроша. После революции 1830 года в репертуаре Дежазе прозвучала бонапартистская тема, насыщенная в эти годы оппози-ционным духом. Но творческого апогея Дежазе достигла в своеобразной роли, написанной для нее Ф. Бера. Это был перемежаемый песнями монолог «Лизетта Беранже».
Песенное мастерство и глубоко национальный характер дарования Дежазе с особенной яркостью раскрылись в этом образе парижской гризетки, простой швеи, обаятельной и лукавой, нередко ветреной, но с честным и мужественным сердцем. Бескорыстная в любви, верная в дружбе, ненавидящая богачей, всегда жизнерадостная, Лизетта представала перед зрителями как бесконечно женственный, привлекательный, знакомый образ девушки из народа, французской работницы. «Лизетту» зрители требовали почти на каждом спектакле, и Дежазе исполняла ее в течение тридцати трех лет, выступая пропагандисткой великого народного поэта Франции. Тематика Беранже прошла и через другие создания актрисы. Так, она играла две роли в водевиле Л. Ф. Клервиля и Л. Тибу «Песни Беранже» (1857). И все творчество Дежазе в целом было оплодотворено народно-песенной интонацией Беранже, его горячим демократизмом. Несмотря на идейные и творческие противоречия, искусство Дежазе, этой «живой песни Беранже, притчи Вольтера», как называл ее А. И. Герцен, вливалось в самую плодотворную традицию национальной демократической французской культуры. Народное театральное искусство Франции первой половины XIX века имело еще одного замечательного представителя— пантомимиста Жана-Гаспара-Батиста Дебюро, (1786— 1846).
Он работал в театре Канатных Плясунов (Фюнамбюль)—самом плебейском театре Парижа, куда не решалась заглядывать буржуазная публика, боясь встречи с аудиторией ремесленников и рабочих. Этот театр возник в 1816 году. Владельцы его стремились подобрать сильную труппу, в состав которой входили исполнители разнообразных балаганных зрелищных жанров — канатоходцы, актеры пантомимы, гримасники, «несгораемый человек» и т. д. Театр Фюнамбюль быстро укрепился на бульваре Тампль, став одним из любимейших театров народного зрителя. Вначале основной приманкой здесь был юный ФредерикЛеметр, игравший в пантомимах.
Но в 1819 году он перешел в Олимпийский цирк, и театр Фюнамбюль остался без премьера. Вскоре в состав труппы вошла семья бродячих акробатов Дебюро. Один из них, Гаспар-Батист Дебюро, считался наименее способным акробатом. Его пробовали занять в пантомиме, но поначалу тоже неудачно. Однако в 1819 году, заменив уволенного актера, он сыграл импровизационно, без репетиций роль Пьеро в пантомиме «Арлекин-лекарь». Его огромный успех в этот вечер решил дальнейшую судьбу французской пантомимы. В течение двадцати семи лет Дебюро играл Пьеро, причем полностью трансформировал образ, изменив его внешность, характер, его значение в спектакле.