Со сцены изгонялись иезуиты
Новый закон всей тяжестью обрушился именно на агитационный репертуар, порожденный революцией. Отныне со сцены изгонялись иезуиты, живые и недавно умершие политические деятели, уничтожалась самая возможность постановки современной политической темы. Предварительная цензура официально не вводилась, и театры имели право на свой страх и риск ставить любую пьесу. Но после премьеры дело передавалось в суд, и это влекло за собой запрещение неугодной пьесы, смещение дирекции, наложение штрафа на актеров и т. д. Закон 1831 года был только первым шагом наступления правительства Луи-Филиппа на объявленные революцией «свободы». В последующие годы правительство продолжало под разными предлогами нарушать принятую в 1830 году Конституцию, включающую параграф о свободе печати. Но до середины 1830-х годов Луи-Филипп не решался перейти к системе прямых репрессий. Только в 1835 году, после кровавого подавления восстаний 1834 года и неудавшегося покушения Фиески на Луи-Филиппа, буржуазная реакция открыто перешла в наступление. Мелодрама и после Июльской революции продолжала оставаться основой репертуара бульварных театров. Но социально-обличительные ноты в ней потепенно затухают. На первый план в большинстве мелодрам 1830—1840-х годов начинает выступать авантюрность, чисто внешняя фабульная занимательность.
Для этого периода характерны мелодрамы Жозефа Бушарди (1810—1870) с неправдоподобными, запутанными интригами, нагромождением ужасов, нелепыми ситуациями («Рыбак Гаспардо», 1837; «Звонарь собора святого Павла», 1838; «Пастух Лазарь», 1840; «Цыган Парис», 1842, и другие). В качестве образца мелодраматической фальши, характерной для Бушарди, можно привести мелодраму «Цыган Парис», в которой использованы все сюжетные штампы «черного жанра» — яды, подземелья, летаргический сон, принимаемый за смерть, узурпатор престола, совершающий чудовищные злодеяния, подмена детей в колыбели, роковые тайны и пр. И все эти ужасы и запутанные узлы распутывает благородный герой — цыган Парис, который ведет неистовую борьбу с узурпатором, четыре раза появляется под разными личинами, скрываясь от злодея, и в конце одерживает полную победу, причем не только возвращает престол законному герцогу, но и видит сына своего наследником престола. Подобного рода демагогические, мнимо-демократические мотивы присущи многим мелодрамам этой эпохи. Весьма плодовитым драматургом был Огюст Анисе-Буржуа (1806—1871), поставивший много мелодрам, водевилей и феерий. Он близок к Бушарди по своему пристрастию к запутанным сюжетам и дикому нагромождению неправдоподобных событий. В его пьесах постоянно появляются замаскированные люди, совершаются таинственные убийства, бушуют преувеличенные страсти; вместе с тем им присуща сентиментальная патетика, направленная на утверждение буржуазной морали («Венецианка», 1834; «Кровавая монахиня», 1835; «Хозяйка Сен-Тропеза», 1844; «Черный доктор», 1846, и другие). Среди авторов мелодрам периода Июльской монархии выделяется Адольф-Филипп Деннери (1811 —1899), в пьесах которого звучало искреннее сочувствие к людям, ставшим жертвами несправедливости, и к смелым, жизнерадостным героям, заступникам слабых и обиженных. Деннери ближе всех других создателей мелодрамы 1830—1840-х годов стоял к лагерю прогрессивных романтиков.