Спор между Пуарье и его другом Верде
Найдя в империи твердую власть, способную оградить Францию от революции, буржуазия отказалась от прямого участия в государственном управлении, получая при этом всяческую поддержку и покровительство развитию отечественной промышленности и торговли. В этом отношении интересен спор между Пуарье и его другом Верде, который является в данном случае рупором идей автора. Господин Пуарье хвалит правительство, «оказывающее уважение промышленности», и, хотя действие пьесы происходит в 1846 году, это относится, конечно, к правительству Второй империи. Но в то же время Пуарье считает, что именно люди его класса достойны участвовать в управлении страной. «Промышленность и есть школа государственных людей, — говорит он. — Кто может взять в свои руки бразды правления, если не тот, кто доказал свое умение вести собственные дела». Верде опровергает политические рассуждения своего друга Пуарье, высказывая мысли, имеющие прямое отношение к положению французской буржуазии в период Второй империи: «Франция не лавка… Править государством считается у нас чем-то вроде приятного препровождения времени, забавы для людей, скучающих от безделья… Такие субъекты, как ты и я, тридцать лет заботятся о своем деле, наживают состояние и вдруг в один прекрасный день запирают лавочку и провозглашают себя государственными людьми. Как это легко! Не правда ли?»Защите нравственных и материальных основ буржуазной семьи посвящена комедия «Бедные львицы» (1858), героиня которой Серафина, жена небогатого буржуа господина Поммо, нарушает основные нормы семейной добродетели: живет не по средствам и изменяет мужу.
Комедия должна была показать, что стремление к роскоши является угрозой для семьи и моральных устоев общества. Пьеса, неглубоко, но живо рисовавшая картину современных нравов, была запрещена цензурой, которая соглашалась пропустить комедию на сцену лишь при условии, что Серафина скоропостижно умрет от оспы, что будет как бы наказанием за ее безнравственность. Разрешение на постановку было дано лишь после обращения Ожье к принцу Наполеону. В идейной проблематике пьес Ожье значительное место занимает тема богатства. Истый буржуа, он выступает не против богатства, но обличает людей; которые добиваются его «нечестными» способами. Мировоззрение Ожье формировалось в период интенсивного развития французской промышленности и торговли. Именно в них Ожье видит дело, достойное порядочного буржуа, и путь к «честному» обогащению. Подобно Скрибу и Понсару, Ожье с неодобрением относится к биржевым спекуляциям, финансовым аферам. Осуждению биржевого ажиотажа, создающего благоприятные условия для темных махинаций предприимчивых аферистов, посвящена комедия Ожье «Бесстыдники» (в русском переводе «Нахалы», 1861).
В ней Ожье рисует нравы буржуазной прессы, находящейся в руках ловких и беспринципных дельцов, котврые превращают ее в средство наживы. Мошенник Вернулье становится владельцем и редактором газеты, связывается с биржевыми спекулянтами и утверждает свою власть в обществе при помощи клеветы и доносов. «Не смущайтесь, — советует ему деятель клерикальной партии маркиз дОберив, — покупайте газету, бичуйте, клевещите, бросайте грязью во всех, кто станет на вашей дороге, и вы увидите, что общество будет у ваших ног». Впервые выведенный в «Бесстыдниках» продажный журналист Жибуайе и клерикал маркиз дОберив становятся затем героями комедии Ожье «Сын Жибуайе».