Становление романтизма
Иначе протекает эволюция искусства в странах Восточной Европы, охваченных национально-освободительной борьбой. Для Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Хорватии и т. д. XIX век — это век возрождения и стремительно быстрого роста национальной культуры, формирование которой из-за иноземного ига было прервано на столетия. Начавшийся в этих странах процесс буржуазного развития совпадает с усилением борьбы за независимость и создает благоприятные условия для расцвета национальной культуры. Становление романтизма в этих странах происходит не столько в борьбе с различными художественными течениями XVIII века, сколько в сложном переплетении с ними: передовых деятелей привлекает и героический дух классицизма и социально-критические антифеодальные настроения просветительского искусства. Поэтому на ранних этапах развития здесь трудно выделить преобладающее направление, хотя в конечном счете романтизм всюду пробивает себе дорогу. Больше того, там, где шла борьба за независимость, складывание национальной культуры в ряде случаев целиком связывалось с романтизмом. Это и определило длительное бытование в некоторых странах Восточной Европы романтизма и рождение в них критического реализма лишь в последней трети XIX века. Идейной почвой, породившей романтизм в Европе и в США, была глубокая неудовлетворенность феодальными условиями, национальным порабощением, политической реакцией, результатами буржуазной революции — и возникающее на этой основе страстное неприятие существующей действительности. Романтизм сыграл огромную роль в развитии литературы, искусства, театра, во многих областях художественной жизни принеся коренное обновление.
Крушение феодально-сословного общества привело к тому, что действительность предстала перед глазами современников во всем многообразии ее сложных взаимосвязей, взаимообусловленности явлений, которые раньше казались расчлененными, существующими изолированно. Стремительная смена событий наглядно показала текучий, изменчивый характер жизни, привела к крушению метафизических представлений о неизменности мира. Во Франции могучий порыв нации разрушил вековые устои феодализма. Наполеоновские походы перекраивали карту Европы. Народы поднимались на освободительную борьбу, преодолевая яростное сопротивление феодальной реакции, пытавшейся повернуть историю вспять. Европа была насыщена грозовой атмосферой восстаний. И через всю эту грандиозную ломку последовательно и неумолимо история прокладывала путь буржуазному развитию, победе и утверждению капитализма. Мыслителям и художникам этой эпохи необычайно трудно было разобраться в стремительном потоке событий, уловить закономерность процесса, который больно затрагивал каждого и казался им хаотическим сплетением противоречивых, непонятных явлений и фактов, нередко наводивших на мысль о роковой сущности бытия, о таинственных и непостижимых силах, управляющих жизнью. Но вместе с тем именно эта эпоха заложила основу двух великих завоеваний научной мысли XIX века — принципа историзма и осознания диалектической сущности мира.
Стремление художников выразить в искусстве это новое мироощущение, запечатлеть жизненный процесс в его непрерывной изменяемости наталкивалось на невозможность выполнять это средствами искусства, которые XIX век унаследовал от прошлого. Классицизм с его эстетикой «облагороженной природы», принципом разграничения жанров на высокие и низкие, с его незыблемыми правилами, опирающимися на метафизические представления о вечности идеала прекрасного, и отказом от воспроизведения в искусстве всего богатства пестрой, меняющейся, противоречивой действительности, оказался непригодным для решения новых задач. Еще во Франции периода революции 1789—1794 годов классицизм мог выразить героический дух народа, поднявшегося на борьбу. Но в условиях победившего буржуазного строя сословная нормативность и рационалистический догматизм классицизма используются в первую очередь идеологами реакции, которые боятся проникновения в искусство тревожного и мятежного духа исканий, призывов к разрушению вековых канонов. В ряде стран классицизм насыщается официальной идеологией (ампирный классицизм во Франции, английский классицизм конца XVIII—начала XIX века).