Стендаль формулирует свое понимание романтизма

Следуя за просветителями, он сочетает реалистическое требование правды, полагая, что искусство — это «зеркало, проносимое по дорогам жизни», с рационалистическим требованием ясности, точности, лаконичности, простоты. Стендаль выступал против преувеличенной романтической эмоциональности, вносящей в искусство элемент субъективизма.

Рационализм Стендаля определил его моральные воззрения, оценку им внутреннего мира человека и тот метод анализа человеческих чувств и поступков, который Стендаль впоследствии применит в своих замечательных романах. Видя в человеке мыслящее существо, поведением которого руководит разум, Стендаль в то же время порывал с метафизическими представлениями XVIII века и связывал интеллектуальную деятельность человека с породившей его общественной действительностью. Стремление рассматривать человеческую индивидуальность в ее социальной и исторической обусловленности было величайшим достижением французского критического реализма первой половины XIX века. Стендаль был одним из первых теоретиков и писателей Франции, толкнувших французскую литературу и драматургию на путь историзма и реалистического отображения жизни, обусловленной эпохой и социальной действительностью. Стендаль — предтеча Бальзака, основоположник критического реализма. Только отсутствие установившейся литературной терминологии заставляло его в начале 1820-х годов называть себя романтиком. Трактат «Расин и Шекспир», где Стендаль защищает позиции современного романтического искусства, на самом деле лишь в отдельных положениях соприкасался с романтизмом, будучи первым по времени манифестом реализма XIX столетия. С первых же слов своего трактата Стендаль утверждает тезис, поставленный Гизо: он требует современного искусства для людей 1823 года, для «детей революции». «На памяти историка,— пишет он,-— никогда еще народ не испытывал более быстрой и полной перемены в своих нравах и в своих удовольствиях, чем перемена, происшедшая с 1780 до 1823 года; и нам хотят давать все ту же литературу!»Решительно отвергая реакционный романтизм Шатобриана, а вместе с ним и романтическую «немецкую галиматью», Стендаль формулирует свое понимание романтизма как искусства «давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставлять им наибольшее наслаждение». С этой точки зрения искусство любой эпохи, отвечающее нравам и обычаям своего времени, может считаться романтическим. Софокл, Еврипид, Расин — все были в свое время романтиками. Но подражать им в XIX веке, пытаться навязать современникам духовную пищу их прадедов — это Стендаль называет классицизмом, связывая его с идеологией Реставрации, то есть насильственного сохранения отживших традиций. Единственные традиции, которые признает Стендаль,— это великие традиции демократического и революционного искусства Просвещения и реалистические традиции Шекспира.

Твердо стоя на исторической точке зрения, Стендаль теперь признает высокие художественные достоинства Расина. Но вслед за Гизо он видит в нем поэта, творчество которого порождено деспотическим строем. Стендаля смешит «чрезвычайное достоинство» героев Расина, их придворные манеры, высокий стиль их разговора. Единства кажутся ему нелепой привычкой, мешающей драматизму и действенности пьесы. Вся система аргументации Стендаля проникнута четкой политической тенденцией и неизменным демократизмом. Он напоминает о революционном искусстве Давида, создавшего мужественные образы патриотов и республиканцев, и утверждает, что современная поэзия находится «накануне подобной же революции». От Гизо Стендаля отличает прежде всего резко подчеркнутое им требование освободительной устремленности драматургии. Предлагая учиться у Шекспира «способу изучения мира», Стендаль указывает на сходство исторической ситуации Англии XVI—XVII веков и Франции XIX века. Современная Франция, пережившая за три десятилетия величайшую из известных в истории революций и наполеоновские войны, страна, раздираемая политической борьбой, по мнению Стендаля, ближе к эпохе Шекспира, чем к Франции XVII века.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!