Страстность протеста
Восторженное отношение широких демократических кругов зрителя к Бокажу объяснялось тем, что в созданных им образах нашел воплощение новый тип личности, близкий и понятный молодому поколению 1830-х годов. В романтических героях Бокажа, казалось, жили бунтарство карбонариев, авантюризм и бесстрашие революционеров-одиночек, вдохновенный культ подвига, страстность обличения социально-политической литературы 1820—1830-х годов. Экзальтация Бокажа была всегда горячим порывом любви к угнетенным и ненависти к тем социальным силам, которые порабощают и уничтожают человека. Неистовые преувеличения Бокажа нельзя объяснить только особенностями темперамента актера. Это было прямым следствием его мировоззрения. Бокаж обрушивал на июльский режим всю страстность протеста, всю силу ненависти, какая бурлила в нем. Но при всей искренности, при всем благородстве гуманистической мысли, вдохновлявшей созданные им образы, бесперспективность и утопизм индивидуального морального протеста не могли не ощущаться актером. Гибель героя в процессе единоборства личности и общества казалась неизбежной.
Пафос высокой мечты сливался с мрачными раздумьями, с мучительной скорбью и отчаянием. Отсюда безудержная сила порывов, гиперболизм эмоций, резкость контрастных психологических красок. Творческий метод актера был неразрывно связан со всем комплексом чувств и идей, присущих мелкобуржуазной революционной идеологии 1830—1840-х годов. Актрисой близкого к Бокажу идейно-художественного плана была Мари Дорваль (1799—1849). Ее творчество не имело столь очевидной, как у Бокажа, политической устремленности, но оно было проникнуто глубоким протестом против калечащей человека капиталистической действительности и носило ярко демократический характер. Дочь провинциальных актеров, Дорваль с детства выступала на сцене. Приехав в 1818 году в Париж, она вскоре попала в театр Порт-Сен-Мартен, где и прошла большая часть ее сценической жизни. В этом театре она встретилась со своими прославленными партнерами — Фредериком-Леметром и Бокажем и создала ряд образов, поразивших современников необычайной правдивостью в раскрытии человеческих страстей и страданий. Центральная тема ее творчества — глубокое сочувствие к человеку, попираемому бесчеловечностью окружающей среды.
Все лучшие образы, созданные ею, — это образы простых, искренних, цельных по натуре женщин, которых душат и приводят к гибели условия общественной жизни. Порывистая страстность и гиперболизм эмоций, присущие искусству Дорваль, вызваны были той романтической темой, которую она раскрывала в своем творчестве, — темой неистовой, отчаянной, чаще всего трагической по исходу борьбы человека, защищающего свою любовь, свое право на счастье. Близость этой творческой темы актрисы к бунтарскому духу романтических драм, естественно, сделала Дорваль главной исполнительницей пьес романтического репертуара. Небольшого роста, хрупкая, с подвижным, выразительным лицом и чуть хрипловатым голосом, она в первый момент не привлекала внимания.
Но при малейшем напряжении драматической ситуации она потрясала зрителей глубокой искренностью и непосредственностью своего эмоционального порыва. Дорваль не ставила себе сознательных задач театральной реформы. Но взволнованная человечность ее искусства, ее стремление раскрывать простые и близкие людям чувства привели ее к ломке отживших академических канонов, к огромному расширению актерского диапазона и обогащению сценического образа. Техника искусства Мари Дорваль и актеров близкой к ней школы резко отличалась от техники классицистских актеров. Она не сковывала их обязательными нормами и догмами; это была техника актеров перевоплощения, основанная на интуитивно постигаемых ими органических законах творчества.