Стремление к всестороннему охвату жизни
Пьесы Бальзака занимают важное место в развитии драматургии XIX века. Он насыщает свои драматические произведения глубокой проблематикой, исходит из острых социальных конфликтов. Стремление к всестороннему охвату жизни приводит его к ломке жанровых канонов. Пробуя свои силы в разных драматических жанрах, он в то же время в пределах одной пьесы отказывается от догматического понимания жанра и создает многоплановое произведение, отражающее различные стороны реальной действительности.
Исходя из понимания социальной обусловленности человеческой личности, Бальзак стремится показывать своих героев в их реальных жизненных связях, в их общественной и профессиональной практике. Постоянно протестуя против антиисторизма, условности, неправдоподобия классицистской и романтической драматургии, Бальзак воспроизводит конкретно-историческую обстановку, дает столкновение реальных общественных сил, подбирает характерные детали быта и широко включает в свои пьесы вещественный мир, окружающий героев. Конфликты пьес Бальзака отражают типические стороны буржуазной действительности, и острота этих конфликтов определяет глубокий драматизм этих пьес, напряженное развитие в них действия. Бальзак воспроизводит типические жизненные обстоятельства и достигает жизненной достоверности изображаемых явлений. Он создает галерею типических образов, воплощая в них наиболее характерные черты буржуазного мира. Стремление к предельной жизненной конкретности лежит в основе индивидуализации персонажей. Бальзак использует различные выразительные средства для всестороннего и глубокого раскрытия характеров. Особое внимание он уделяет языковой характеристике героев, вводя очень часто даже профессиональные, деловые термины. Рисуя обусловленность человеческой судьбы объективными силами, Бальвак далек от пессимистических выводов.
Он проносит через свою драматургию веру в человека, тяготеет к показу сильных, страстных натур, вступающих в борьбу за свое место в жизни. Бальзак больше, чем кто-либо другой из современных ему французских драматургов, сделал для создания нового типа реалистической социальной драмы, способной раскрыть всю сложность жизненных явлений зрелого буржуазного общества. Но в своей драматургической деятельности Бальзак не смог полностью реализовать четко сформулированные им реалистические принципы и создать драматургию, равную по глубине раскрытия жизненных явлений его реалистическим романам. Причина этого коренится в общем отставании французской драматургии середины XIX века от романа. Великим мастерам критического реализма во главе с Бальзаком удалось в созданных ими широких эпических полотнах вскрыть всю глубину социальных противоречий современной буржуазной действительности и, сконцентрировав внимание на показе теневых сторон жизни, прийти к грандиозным типическим обобщениям. То обстоятельство, что в центре внимания оказывались Гобсеки, Растиньяки, Гранде и им подобные воплощения уродливых сторон буржуазного мира, не мешало появлению полноценных реалистических произведений.
В пьесах Бальзака нечеткость его позитивных устремлений приводит к невозможности найти для положительного героя ту же социальную конкретность, ту же яркость и типичность характера, что и в показе отрицательных персонажей. Происходит неизбежное смещение противоборствующих сил в драматическом конфликте, нарушаются законы строения драмы и возникает стремление драматурга оживить действие за счет усложнения интриги и привнесения мелодраматических эффектов. Тем самым снижается в ряде случаев типичность конфликта и характеров, в пьесы проникают условные ситуации, абстрактная риторика, сентиментальная морализация. Все это усугублялось необходимостью для Бальзака считаться с требованиями современного ему коммерческого буржуазного театра, заставлявшего автора ослаблять реалистическое звучание его пьес.