Сюжеты пьес достаточно разнообразны

Пьеса «Наши» (1866) представляла co6oi ряд сентиментальных сценок из жизни военных, отправляемых под Севастополь во время крымской кампании. Незлобивой сатирой была проникнута пьеса «Общество» (1865), рисующая нравы лондонских журналистов.

В этих и других пьесах — «Пьеса» (1868), «Школа» (1869), «Член парламента» (1870)—наличествовала умеренная критика семейных и общественных буржуазных отношений, но эта критика никогда не посягала на слишком многое, и характерной чертой драматурга было стремление перевести любой социальный конфликт в плоскость моральных проблем, а затем как можно более гладко его разрешить. «Его воззрения, по существу, остаются викторианскими. Он неустанно повторяет, что Запад есть Запад, Восток есть Восток (известный шовинистический лозунг, выдвинутый Редиардом Киплингом. — Ред. ), что классы никогда не должны смешиваться, что трудящийся должен стоять на отведенном ему месте и что буржуазия не должна стремиться проникнуть в обедневшие салоны аристократического замка»,—такую характеристику дает Т. Робертсону крупнейший английский историк театра Аллардайс Николль. В справедливости подобного утверждения нетрудно убедиться, обратившись даже к такой наиболее «радикальной» из пьес Робертсона, как «Каста» (1867). Сюжет ее несложен и достаточно тривиален. Молодой офицер из аристократической семьи Джордж дАлрой женится на бедной балерине Эстер Экклее.

Он скрывает свой брак от матери, представляющей живое олицетворение всех аристократических предрассудков. В день, когда Джордж должен отправиться в Индию усмирять восстание сипаев, мать узнает о его браке и оскорбляет свою невестку. Проходит восемь месяцев.

От Джорджа нет никаких известий. Никто не сомневается в его смерти, так как установлено, что он попал в руки сипаев. Эстер клянется в вечной ненависти к индийцам, мечтает уничтожать их десятками, сотнями, тысячами… Но хрупкой балерине трудно немедленно привести в исполнение свои заветные мечты. Пока приходится думать о другом. Она снова бедна, ей надо кормить своего пьяницу-отца и младшую сестру, заботиться о сыне. Тут появляется чудом спасшийся Джордж. Пьеса заканчивается всеобщим примирением, и, перед тем как занавес скроет от зала счастливое вновь соединившееся семейство, окруженное всеми друзьями и близкими, зрителю сообщают ее мораль: «В кастовости нет ничего плохого. Надо только и здесь соблюдать чувство меры. Двери хороших домов закрыты для претензии и вульгарности, но они должны широко распахиваться, когда к ним приближается человек, преисполненный исключительных достоинств». «Кристаллизацией либерального викторианского снобизма» назвал эту пьесу Г. Уэллс. Эта характеристика «Касты» как нельзя более точно определяет самую ее суть. Значительную роль в пьесе играют еще два действующих лица — отец Эстер и жених ее сестры Сэм Герридж. Оба они рабочие, но папаша Экклес уже давно забросил свое Дело и шатается по кабакам, где пьянствует в компании таких же бездельников и выкрикивает чартистские лозунги. Что же касается Сэма, то он не занимается политикой, потому что он настоящий труженик, а не бездельник, вроде своего будущего тестя. Трудолюбие и бережливость приносят свои плоды. Сэм открывает собственную мастерскую и женится на любимой девушке.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!