Театр Гранд Опера
Их крупнейшие работы были связаны с театром Гранд Опера, где такие постановки, как «Фенелла, или НелГая из Портичи» Обера (1828), «Вильгельм Телль» Россини (1829) и серия знаменитых постановок опер Мейербера (1830-е годы), стали этапными событиями в развитии европейского театрально-декоративного искусства. Театр Гранд Опера решительно вступил на путь исканий и новаторства. С 1822 года здесь ввели на сцене газовое освещение, которое дало художникам возможность создания световых эффектов, усиливших живописность и красочность романтического спектакля.
Оперный же театр широко использовал пратикабли, показывая чудеса декоративной техники того времени. Отказ от чисто живописной декорации нанес удар технике «чистой перемены» декораций на глазах у зрителя, которой все еще придерживался театр XVIII века. Появилась необходимость опускания занавеса для перемены сценической картины. Впервые занавес между актами был опущен в 1828 году, после четвертого акта оперы «Фенелла, или Немая из Портичи». Вскоре после этого все европейские театры восприняли обычай опускать занавес в конце акта. Оперный театр первый соединил стремление к исторической точности с созданием на сцене поэтического колорита, соответствующего музыкальным образам спектакля. Этапной в этом отношении должна быть признана постановка оперы Мейербера «Роберт-Дьявол» (1831). Для написания декорации третьего акта этой оперы Дюпоншель (консультант Гранд Опера по художественным вопросам, впоследствии директор этого театра) направил Сисери в Арль, в монастырь св. Трофима, и художник точно воспроизвел в своей декорации это старинное здание во всей его суровой красоте. Тяжелые нависшие своды, освещенные луной гробницы, скользящие тени монахинь, появляющихся из подземных келий, придавали пейзажу зловещий и таинственный колорит. Чтобы создать иллюзию лунного света, к колосникам прикрепили коробки с газовыми рожками. Это была первая попытка использования концентрированного света и введения газового освещения в глубину сцены (до тех пор газ освещал только линию рампы). Декорации к «Роберту-Дьяволу» произвели огромное впечатление. О них много писали в современной прессе, восхищаясь эмоциональным соответствием творчества художника и композитора, «романтическим настроением» этих мрачных сводов, «посвященных молчанию и смерти».
Таким образом, в театре Гранд Опера 1830-х годов уже полностью сформировался тип романтической декорации. Драматический театр, особенно театр Французской Комедии был в ряде вопросов значительно консервативнее. Так, он отказывался, например, в течение долгого времени от сценического использования газового освещения и более скупо привлекал художников для оформления новых постановок. Но все же реформа коснулась и декораций драматического театра. Первая же прошедшая на сцене театра Французской Комедии романтическая пьеса, «Генрих III и его двор» А. Дюма, стала новаторской и по своему декоративному оформлению. Королевский комиссар театра Французской Комедии барон Тейлор, сочувствовавший романтикам, понял принципиальную важность для драмы Дюма воссоздания в спектакле «местного колорита» и не остановился перед крупными расходами. Он заказал новые декорации Сисери, а эскизы костюмов—Полю Деларошу, одному из крупнейших представителей школы исторической живописи. В этом спектакле впервые в театре Французской Комедии была осуществлена попытка заменить абстрактный дворец классицистской трагедии воспроизведением на сцене исторической архитектуры и обстановки Франции XVI века. Более того — спектакль этот был вызывающе полемичен в постановочном отношении, так как в нем впервые на сцене появилась детально показанная историческая бутафория.
На этот путь встали и руководители других театров. В Одеоне, Порт-Сен-Мартен, Амбигю-Комик при постановке исторических драм романтиков воспроизводили здания старинных монастырей и замков, одевали актеров и участников массовых сцен в красочные костюмы, взятые из средневековой живописи, широко использовали старинное оружие, предметы быта и т. д.