Театр Клары Гасуль

Главной темой «Театра Клары Гасуль» остается разоблачение церковного ханжества и лицемерия. В одноактных комедиях «Женщина-дьявол, или Искушение святого Антония», «Небо и ад», «Случайность», «Карета святых даров» Мериме сатирически рисует образы священнослужителей и показывает их преступления, раскрывая губительное, антигуманистическое содержание религии. Он беспощадно издевается над религиозным фанатизмом и аскетической проповедью христианства, выступая сторонником естественной человеческой морали.

В комедии «Женщина-дьявол», говоря словами Стендаля, разврат испанских монахов «обрисован со страшной и беспощадной силой» В этой пьесе уличная плясунья Марикита по доносу, обвиняющему ее в колдовстве, предстает перед трибуналом инквизиции. Он состоит из одного фанатика, слепо верующего в догмы христианской религии, и двух грязных сластолюбцев, цинично использующих врученную им чудовищную власть для удовлетворения своих низких вожделений. Мериме с предельной конкретностью раскрывает характеры людей в соотношении с реальными обстоятельствами. Монахи Рафаэль и Доминго, отправляющие людей на казнь, потому что их карьера зависит от количества сожженных ими «еретиков», предстают в этой пьесе во всей жизненной достоверности. Реалистический метод Мериме позволяет ему сорвать покров святости со «святейшей» инквизиции.

Со всей очевидностью утверждается здесь преступность общества, в котором подлецы и безумцы распоряжаются жизнью людей, подвергают их пыткам, насилуют их души. В этой пьесе Мериме прямо выступил против современного ему церковного мракобесия, против Конгрегации и иезуитов, против церковных судов, судивших тайно и без права апелляции. Центральный герой этой пьесы — третий член трибунала инквизиции, брат Антонио, исступленный молодой фанатик, убежденный в греховности плоти, в том, что женщина—орудие дьявола, посланное князем тьмы для совращения праведных душ. Этот одержимый религиозной манией изувер, заранее признавший виновность Марикиты и готовый предать ее пыткам, падает без сознания при первом взгляде на свою жертву, потрясенный ее красотой. Искусственный аскетизм христианской религии противоречит естественным законам природы, утверждает Мериме. Подавленное человеческое чувство мстит за себя, прорываясь через преграды аскетизма буйным и диким взрывом страстей. Обезумевший от страсти Антонно убивает монаха, помешавшего его намерениям, и бежит с Марикитой, подведя в финале итог своим деяниям: «За один час я успел стать развратником, клятвопреступником и убийцей!» Таков закономерный итог «истинно христианского» воспитания. С этой античеловеческой черной силой сталкивается веселая плясунья Марикита, красота и юная прелесть которой производят такую бурю в монашеских сердцах. В этой жизнерадостной, не унывающей даже в самых тяжелых испытаниях девушке заключено то положительное начало, которое Мериме противопоставляет мертвящей силе религии. Церковь воплощает насилие, казуистику, ложь и смерть. Марикита — плоть от плоти народа — воплощает ясность, простоту, внутреннюю свободу, жизнь. Беспечная девчонка Марикита, по прозвищу Сорванец, хотя и не имеет отношения к каким-либо общественным деяниям, всем своим ясным и человечным обликом близка к герою «Испанцев в Дании» Хуану Диасу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!