Театр периода французской буржуазной революции
И все же в искусстве этих лет продолжает жить прогрессивное, демократическое начало. Если в литературе и живописи оно нашло глубокое выражение, то в театре его хранителями выступали отдельные актеры, реалистическая устремленность творчества которых делала их наследниками лучших национальных традиций, ярко проявившихся в дни Парижской коммуны. Театр периода французской буржуазной революции — одна из самых ярких и вдохновенных страниц в истории национального искусства.
Несмотря на кратковременность его существования, он стал переломным моментом в развитии сценической культуры Франции. Процесс становления театра в годы революции непосредственно связан с двумя основными этапами самой революции. Первый (1789 — осень 1792)—это период, когда у власти находились жирондисты — партия крупной буржуазии, стремившаяся использовать против народа власть, полученную ею при помощи народа. Это было время быстрого нарастания противоречий среди буржуазии и мощного подъема народной революции. Второй этап (1792—1794)—период революционно-демократической диктатуры якобинцев — наиболее решительных представителей революционной буржуазии, которых в их борьбе за окончательную ликвидацию феодально-абсолютистской системы поддерживали широкие массы рабочих, ремесленников и беднейших слоев мелкой буржуазии. Экономическим и политическим итогом французской революции было уничтожение феодально-абсолютистского строя и интенсивное развитие буржуазного общества. Но хотя революция была буржуазной по своим целям, она пробудила революционную активность масс, вызвала огромное напряжение сил народа, проснувшегося к сознательной исторической деятельности. «Как ни мало героично-буржуазное общество, — говорит К. Маркс, — для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, граждамская война и битвы народов»Такому народу необходимо было могучее, призывное, действенное искусство, и оно было создано.
Проникнутое революционной идейностью, это искусство стремилось мобилизовать и организовать массы, поднять их энтузиазм на выполнение великой исторической задачи свержения феодализма. Полные революционного пафоса стихи и песни, отмечавшие все повороты стремительно развивающихся политических событий, насыщенные героическим величием картины Луи Давида, монументальная торжественность ораторий и массовых празднеств, победный подъем «Марсельезы», страстная публицистическая устремленность театра — все это были звенья одной цепи, ярчайшие проявления пробудившегося к активной жизни общественного сознания. Театр французской революции подвел итог развитию театральной культуры XVIII века, воплотив самые смелые мечты и требования просветителей о создании массового народного театра, просвещающего народ, зажигающего в нем дух патриотизма и революционного действия. И в то же время театр французской революции заложил основу буржуазного театра XIX века, сломав старую абсолютистскую театральную систему, восстав против незыблемости обветшавших традиций и этим вдохновив искания передовых деятелей французского театра на десятки лет вперед. Когда произошла революция, перед театром встали очень большие задачи. Он должен был включиться в общее русло идеологической революционной работы. Но для этого прежде всего необходимо было изменить организационные формы старого театра. Система монополий и привилегий, подчинение театров придворному ведомству тщательно оберегали театр от проникновения демократических идей. Передовые деятели французского театра еще до революции начали борьбу против монополий. Естественно, что сразу после начала революции поднимается дискуссия о свободе театров. Основываясь на принятой 26 августа 1789 года Декларации прав человека и гражданина — манифесте революционной буржуазии, провозгласившем юридическую свободу и равенство людей, — защитники свободы театров требовали отмены монополии и осуществления в театре буржуазного принципа свободы частной инициативы.