ТЕАТР ПЕРИОДА КОНСУЛЬСТВА И ИМПЕРИИ
Исторический подвиг французского народа, его беззаветное мужество и героизм обеспечили победу буржуазной революции и открыли путь интенсивному капиталистическому развитию Франции. Заинтересованная в укреплении своего могущества, французская крупная буржуазия взяла курс на создание твердой государственной власти, способной охранять ее частнособственнические интересы. Республиканская форма правления не могла удовлетворить буржуазию, стремившуюся к упразднению демократических традиций. Термидорианский Конвент (1794— 1795), а затем правительство Директории (1795—1799) вынуждены были вести борьбу и против демократических сил (народные восстания в апреле и мае 1795 года, заговор Бабефа и другие) и против аристократии, пытавшейся вернуть свои феодальные привилегии (роялистские заговоры). Слабость, обнаруженная республиканским правительством, породила в правящих кругах идею государственного переворота. 18 брюмера (9 ноября) 1799 года власть захватил генерал Наполеон Бонапарт; военные успехи и открыто буржуазная ориентация обеспечили ему признание и поддержку крупной французской буржуазии. Двойственный характер наполеоновского режима проявился в том, что, прокладывая путь для широкого развития производительных сил капиталистического общества, он в то же время полностью обнаружил антинародную сущность буржуазии. Буржуазное государство при Наполеоне, опираясь на широко разветвленный бюрократический аппарат, на сеть тайной полицейской агентуры, на силу армии, используя орудие церковной идеологии, растоптало свободы, завоеванные народом в ходе революции, и заменило феодальную форму эксплуатации буржуазной.
Огромной тяжестью легли на плечи народных масс захватнические войны Наполеона. «Царство разума», о котором мечтали просветители XVIII века, оказалось царством буржуазии. В изменившихся общественных условиях театр по-прежнему являлся важнейшим фактором духовной жизни Франции. Но если в период Директории и Консульства театры продолжали еще жить интенсивной и разнообразной жизнью, то в годы Империи Наполеон ограничил их деятельность. Придавая большое значение агитационно-политической роли театра, он хотел поставить его себе на службу. Именно поэтому его не устраивала та свобода театральной жизни, которую принесла революция. Субсидируя и организационно укрепляя привилегированные театры, Наполеон притеснял демократические театры бульваров. В годы правления Наполеона был издан ряд декретов, фактически отменявших декрет о свободе театров, принятый революционным правительством в 1791 году. Наиболее ярким выражением этой политики явился декрет от 8 августа 1807 года, оставивший в Париже только восемь театров: четыре привилегированных — театр Французской Комедии, театр Императрицы (Одеон), Оперу, Комическую Оперу и четыре бульварных театра — Гетэ, Амбигю-Комик, Варьете и Водевиль. Закрыт был даже один из крупнейших бульварных театров — Порт-Сен-Мартен, как наиболее серьезный конкурент Французской Комедии и Одеона. На короткий срок театру Порт-Сен-Мартеи удалось добиться разрешения на постановку «гимнастических игр» (то есть представлений, состоящих из выступлений канатоходцев, гимнастов, фокусников и пр. ) и пантомим на военные темы. Но даже покорный поклон в сторону императора — постановка пантомимы «Переход через Сен-Бернар» — не спас театр. Попытки выйти за границы предписанных жанров строго пресекались полицейской властью. В итоге театр был закрыт и вновь начал работать только в 1814 году, после падения Наполеона.