ТЕАТР ПЕРИОДА ВТОРОЙ ИМПЕРИИ
Революция 1848 года определила особенности духовной жизни Франции в период, который начался с установления буржуазной республики и завершился падением Наполеона III. Уничтожив монархию Луи-Филиппа, революция спосвбствовала дальнейшему капиталистическому развитию страны. В течение 1850—1860-х годов во Франции был завершен промышленный переворот. Стремительно развивалась промышленность и торговля. Париж стал мировым финансовым центром. Начался «золотой век» буржуазной Франции. Но в то же время выступление французского пролетариата в июне 1848 года в защиту «социальной республики» вскрыло глубокие противоречия буржуазного мира и испугало французскую буржуазию угрозой «священному» принципу собственности. Отказавшись от идей революции 1789 года, буржуазия передает государственную власть в руки монарха — Наполеона III. Призрак социальной революции заставляет французского буржуа поддерживать империю, в которой он видит силу, способную спасти страну от «врагов общества» — демократов и социалистов. По словам К. Маркса, июньское восстание парижского пролетариата привело к сплочению различных буржуазных партий и группировок в одну «партию порядка», которая избрала своим паролем «девиз старого общества «собственность, семья, религия, порядок». Февральские события принесли в театр атмосферу революции. Эта атмосфера создавалась главным образом революционным настроением демократических кругов зрителя и передовых актеров. Ярким событием в театральной жизни Парижа в дни революции было представление драмы «Парижский тряпичник», состоявшееся в одном из бульварных театров двадцать шестого февраля, через два дня после падения Июльской монархии. В спектакле был дан полный текст мелодрамы, освобожденный от тех искажений, которые внесла в пьесу цензура Июльской монархии. В эти дни с особой силой звучали и находили бурный отклик в зрительном зале тирады и реплики честного бедняка тряпичника Жана, направленные против богачей и аристократов, «фуражки и кепи летят вверх, носовые платки мелькают в воздухе, бесконечное браво, крики восторга, топанье ногами, вой — и над всем этим взлетает мстительная «Марсельеза».