Традиции классицистского направления

Амплуа «гранд-кокет» в течение многих лет занимала Жанна-Софи Арну-Плесси (1819—1897), ученица Сансона. Арну Плесси — одна из наиболее типичных актрис классицистской традиции французской актерской школы. Обладая блестящей сценической внешностью, виртуозно владея актерской техникой, Арну-Плесси особенно отличалась высоким искусством декламации, блеском, легкостью и разнообразием интонации, отточенностью, изяществом и лаконичностью жеста, умением передать своеобразие автора исполняемого произведения.

Репертуар Арну-Плесси состоял в основном из произведений французской драматургии. В классических традициях она исполняла роли в комедиях Мольера (Эльмира — «Тартюф», Селимена — «Мизантроп» и другие). С наибольшим успехом выступала в изящных комедиях Мариво (Сильвия— «Игра любви и случая», Анжелика — «Испытание»), в салонно-аристократических комедиях Мюссе (маркиза — «Дверь должна быть открыта или закрыта», госпожа де Лери — «Каприз»), в драмах и комедиях любимца буржуазной публики Скриба (королева Анна — «Стакан воды», Адриенна Лекуврер — «Адриенна Лекуврер») и в пьесах крупнейшего представителя «школы здравого смысла»—Ожье (Габриэль — «Габриэль», Флоринда — «Авантюристка», графиня де Прель —«Зять господина Пуарье», баронесса Пфефферс — «Сын Жибуайе»). Продолжая традиции классицистского направления французского актерского искусства, Арну-Плесси испытала сильное воздействие современной буржуазной «салонной» драмы. Арну-Плесси в течение десяти лет играла в Петербурге, в Михайловском театре. Русская театральная критика отмечала, что правдивость и убедительность искусства Арну-Плесси несколько снижалась подчеркнутой театральностью, излишней аффектацией и манерностью. В течение 1850—1860-х годов во Франции складывается также актерский стиль исполнения оперетты, нашедший наиболее яркое воплощение в искусстве актрисы Гортензии Шнейдер (1838—1920), соединявшей незаурядное драматическое дарование с блестящим вокальным мастерством. Актриса парижского театра Буфф, принадлежавшего Оффенбаху, Шнейдер приобретает популярность как лучшая исполнительница ролей Елены («Прекрасная Елена»), Буллоты («Синяя борода»), герцогини Герольштейнской («Герцогиня Герольштейнская») и Периколы («Перикола»). Шнейдер в короткое время стала парижской знаменитостью, потому что смогла с большим тактом, в яркой и смелой форме передать «философию» оперетты, сводившуюся к проповеди гедонизма, легкого отношения к жизни, к призыву пользоваться радостями жизни, не стесняясь законами морали. Шнейдер в каждом созданном ею образе воспроизводила черты современной парижанки, женщины Второй империи.

Основным источником актерских кадров была Парижская консерватория, подготовившая не одно поколение актеров французского театра. Система обучения, принятая в этом учебном заведении, сложилась еще во времена классицизма. Преподавание в классах декламации консерватории находилось в руках лучших актеров театра Французской Комедии — Сансона, Ренье, Прово, Го. Метод обучения актеров сводился к настойчивой работе над речью, к выработке пластики и к передаче учащимся практических навыков исполнения трагических и комических ролей в соответствии с традициями исполнения их крупнейшими актерами прошлого. Актерское образование, получаемое в консерватории, было весьма односторонним.

Вырабатывая у учащегося профессиональные навыки владения словом и жестом, обучение его носило узкопрофессиональный, ремесленнический характер и оставляло в стороне вопрос о формировании духовного облика и культуры будущего актера.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!