Трагедии Никколини
Перегруженные политическими монологами, рисующие обобщенные, идеализированные образы, трагедии Никколини пользовались большой популярностью в годы освободительной революционной борьбы. Но, по существу, их скорей можно назвать драматическими поэмами, чем драмами, лиро-эпическое начало в них сильнее, чем действенное. Поэтому популярность их не была продолжительна. Нередко трагедиям Никколини закрывало доступ на сцену то обстоятельство, что в них слабо сделаны женские роли и крупные актрисы неохотно соглашались исполнять их. Но главное заключалось в цензурных запретах. Первое представление «Арнольда Брешианского», в от-рывках, состоялось только в 1860 году, да и то по случаю юбилейной даты престарелого автора. При этом Эрнесто Росси пришлось еще добиваться разрешения на постановку хитроумными дипломатическими способами. После «Арнольда» Никколини написал еще две трагедии— «Филиппо Строцци» и «Марий и Кимары», в которой поэт вернулся к античному сюжету.
Обе значительно слабее прежних. Уже в 1830-х годах пьесы Никколини начали вытесняться пьесами другого яркого представителя романтического направления — Карло Маренко (1800—1846). Он начинал как ученик Сильвио Пеллико, который благословил его первые драматургические опыты. Маренко, испытавший в дальнейшем другие влияния, всегда помнил вдохновляющие уроки мученика за итальянскую свободу. В пьесах Маренко звучат те же мотивы, которые звучали у Пеллико, Мандзони и Никколини. Но Маренко был гораздо более чуток к требованиям репертуара и актеров, чем его предшественники. Он все время стремился сделать свою пьесу не только рупором политических настроений и политических требований, но сценически выразительной, действенной, дающей актерам яркий игровой материал. Это сказалось на судьбе его пьес. Произведения старших романтиков во второй половине XIX века стали редкими гостями на сцене, а произведения Маренко не сходят с репертуара до сих пор. И сейчас еще в Италии идут четыре его лучшие пьесы: «Эццелино» (1832), «Уголино» (1835), «Манфред» (1836) и «Пиа деи Толомеи» (1837). Героями этих пьес являются персонажи «Божественной комедии», хотя у Данте их образы раскрыты в очень разной мере. Эццелино, ломбардский тиран, один из вождей гибеллинизма, славный своими боевыми подвигами и нечеловеческой свирепостью, едва упоминается Данте в числе грешников, мучающихся в кровавом кипятке Флегетона. Уголино — герой потрясающей повести 33-й песни «Ада», правитель Пизы, погибший вместе с сыновьями и внуками в замурованной Башне голода. Манфред Гогенштауфен— блестящий рыцарыи человек, король Неаполя, погибший на поле славы под Беневентом. Пиа дец Толомеи— героиня романтической истории из жизни средневековой Сиены, погубленная мужем. Из этих четырех пьес слабее других первая, лучшей же является «Пиа деи Толомеи». Пьесы Маренко уступают таким произведениям Никколини, как «Джованни да Прочида» или «Арнольд Брешианский».
В них нет широкого политического фона, в них меньше выступает связь его героев с народными группировками. Но в них есть то, что в этот момент было наиболее существенным для театра: прекрасно сделанные роли — мужские и в особенности женские. Едва ли, например, появлялась на итальянской сцене сколько-нибудь значительная актриса, которая не сыграла бы роль Пии и не заставила бы зрителей оплакивать трагическую участь невинной женщины, замученной из-за пустых подозрений. Сценические достоинства пьес Карло Маренко делали их очень доходчивыми, и это помогало ему доносить до публики и те политические лозунги, которые звучали в его пьесах. Он умел подавать их не так резко, как Мандзони и Никколини. Но это не мешало действенности его политических лозунгов. Недаром Джузеппе Мадзини, для которого политическая задача всегда была на первом плане, придавал такое большое значение пьесам Карло Маренко и так охотно анализировал отдельные его произведения.