Трагедия Лемерсье
Наиболее характерным образцом трагедии Лемерсье является «Агамемнон», завоевавший широкое признание буржуазного зрителя. В этой трагедии Лемерсье впервые после революционных бурь использует античный сюжет для утверждения образа идеального монарха и разоблачения его убийц. Конфликт трагедии строится на противопоставлении мудрого, справедливого, законного правителя Агамемнона и его жены Клитемнестры, терзаемой внутренними противоречиями и побуждаемой к убийству супруга неистовой страстью к злобному и трусливому тирану Эгисту. Обычная для классицистских трагедий тема борьбы долга и чувства раскрывается у Лемерсье в иррациональном, почти мистическом плане. Муки совести, которыми охвачена Клитемнестра, содержат с самого начала мотив роковой предопределенности судьбы убийцы, дерзнувшего поднять руку на монарха. Тема неумолимого рока достигает кульминации в мрачной и странной сцене пророчества Кассандры и завершается в финале трагедии, когда отравленная Кассандра, умирая, шлет проклятия своим убийцам и предсказывает потрясенной ужасом Клитемнестре приход мстителя — Ореста.
Лемерсье строит действие на непрерывном нарастании эмоциональной напряженности, на резко контрастных психологических состояниях героев; он придает диалогу стремительный ритм, разрывая стихотворную строчку на четыре-пять отдельных реплик разных действующих лиц. Все это говорит о разрушении основ классицистской поэтики и о проникновении в трагедию тех идейных мотивов, которые начинали звучать в произведениях реакционных романтиков. Монархическая тема проходит и в пятиактной прозаической комедии Лемерсье «Пинто, или День заговора». Изображая исторические события, связанные с антииспанским национально-освободительным движением португальского народа в 1640 году, Лемерсье показывает восстание как дело рук ловкого царедворца Пинто, свергающего испанских правителей и сажающего на престол португальского герцога Браганцского. Такое идеалистическое понимание революции типично для последующего развития жанра исторической драматургии, выходящей из-под пера консервативных буржуазных авторов XIX века (Скриб). В центре пьесы стоит образ умного, энергичного, жизнерадостного Пинто, активная целеустремленность которого определяет все развитие сюжета комедии, придавая ей живость, занимательность, действенность. Это и привело к шумному успеху комедии, положительную оценку которой дал впоследствии Стендаль. Образ Пинто современники сравнивали с Фигаро.
Однако сам Лемерсье справедливо отрицает это сходство. В его комедии отсутствует революционная устремленность, а вся активность героя подчинена идее верноподданнического служения монарху. Успех этой пьесы объясняется полным соответствием ее буржуазно-индивидуалистической и вместе с тем охранительной тенденциозности настроениям господствующих буржуазных кругов в момент прихода Наполеона к власти: пьеса была поставлена через несколько месяцев после 18 брюмера. Сходная проблематика развивается и в последующих произведениях Лемерсье. Показательна одна из немногих допущенных к постановке в период Империи пьес Лемерсье, «Христофор Колумб» (1809) — «шекспиризированная комедия», как называл ее автор. В этой комедии еще более отчетливо проступают черты романтизма. Лемерсье подходит здЬсь к изображению исключительной личности романтического склада. Христофор Колумб талантлив, смел, наделен богатой фантазией и противопоставлен окружающим его мелким, косным людям, которые его не понимают и препятствуют осуществлению его грандиозных замыслов. Однако конфликт героя с действительностью имеет у Лемерсье совершенно иной характер, чем у прогрессивных романтиков. Лемерсье сглаживает все противоречия введением идеализированного образа королевы Изабеллы, помогающей Колумбу в достижении его мечты. Таким образом, Лемерсье и в этой пьесе продолжает стоять на консервативных позициях.