Трактат «Вильям Шекспир»

В обстановке сложной идейной борьбы этих лет Гюго создает ряд новых эстетических работ. Значительнейшая из них — трактат «Вильям Шекспир» (1864), резко враждебно встреченный буржуазной литературной критикой. Защищая Шекспира от его «умеренных» и «трезвых» современных толкователей, Гюго видит в нем великого народного драматурга. Не ограничиваясь рассмотрением творчества Шекспира, он поднимает важнейшие идейно-эстетические проблемы. Хотя и в этом трактате сказалась верность Гюго идеалистическим взглядам, его демократизм стал гораздо более конкретным, а эстетическое учение приобрело значительно большую социальную остроту. Оставаясь на позициях романтического искусства, Гюго к этому времени впитал многое из опыта критического реализма. Присущая ему и раньше критическая настроенность приобрела ярко выраженный антибуржуазный характер.

Окончательно сложилось учение Гюго о народности искусства, о нерасторжимой связи всякого подлинно великого художника с трудящимися, с угнетенными, с широкими массами народа. В книге «Вильям Шекспир» Гюго требует от искусства активного вмешательства в жизнь, утверждает неотделимость прекрасного от общественно полезного, ратует за служение искусства народу. Этот последний крупный эстетичегкий труд Гюго, проникнутый оптимистической верой в будущее, горячим демократизмом, окрыленный большими гуманистическими идеалами, решительно противостоит официальной литературе 1860-х годов, все больше распространяющей свое влияние на буржуазных художников теории «искусства для искусства», охранительной позитивистской эстетике. В годы Второй империи Гюго создает полные горячего патриотизма сборники стихов («Возмездие», 1853, и другие). Поэзия Гюго проникается публицистическим духом. «Да, муза посвятить себя должна народу!» — восклицает Гюго и действительно подчиняет все свое творчество служению народу. Лучшими произведениями Гюго периода Второй империи являются его социальные романы «Отверженные» (1861), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). В годы изгнания Гюго продолжал работать и в драматургии, создав ряд набросков и драм. Эти пьесы насыщены антитираническим пафосом, призывом к свободе. Гюго не предназначал эти пьесы для сцены не только потому, что все его произведения находились во Франции под цензурным запретом, но еще и потому, что на сцене французского буржуазного театра утвердилась в период Второй империи драматургия Дюма-сына, Ожье и Сарду, апологетически воспевавших капиталистическую действительность.

Но среди поздних пьес Гюго есть две драмы, которые он мечтал увидеть на сцене,— «Тысяча франков вознаграждения», написанная в 1866 году и впервые напечатанная во Франции в 1934 году, и «Торквемада», написанная в 1869 году и опубликованная в 1882 году. Обе эти пьесы разрушают легенду о том, что работа Гюго для театра закончилась в 1843 году, и в то же время свидетельствуют о глубоких сдвигах в его драматургическом творчестве. Новым в драме «Тысяча франков вознаграждения» было прежде всего усиление внимания автора к раскрытию социальной проблематики.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!