Требование Гюго
Колоссальное значение в развитии романтической драмы и театра имела разработанная Гюго поэтика контрастов. Действительная жизнь, указывает Гюго, строится на контрастах: смешное и страшное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное существуют рядом и одновременно. Отсюда требование Гюго сочетать в драме sublime (возвышенное) и grotesque (гротескное, уродливо-смешное).
Гюго видит в гротеске «одну из величайших красот драмы». Гротеск нарушает однообразие, вносит в драму то смех, то ужас и способствует передаче богатства и противоречивости жизненных явлений. Умение сочетать противоположное сделало великими гениями Мольера и «бога театра» Шекспира. Требование Гюго передать в драме все контрастное многообразие жизни обогатило практику романтического театрального искусства, помогло преодолению однолинейности классицистских образов, сломало грани между жанрами, ввело на сцену острую характерность. Но в самой романтической поэтике контраста сказалась идеалистическая и метафизическая установка автора предисловия. Возвышенное и гротескное выступают у Гюго как незыблемые категории. Мир воспринимается как извечное сочетание крайностей — добра и зла, между которыми идет непрерывная борьба. Гюго выдвигает требование всестороннего изображения человеческой личности, обязательной передачи средствами искусства ее многообразия и противоречивости. Он говорит о показе homo et vir (человека и мужа), обосновывая этот тезис на примере центрального героя своей драмы — Кромвеля. Кромвель одновременно грубый солдат и тонкий политик, тиран Европы и игрушка в руках своей семьи. Показать в гармонии все эти контрастные свойства героя и составляет задачу поэта. Но, декларируя необходимость показа «человека и мужа», Гюго фактически отрывает своего героя от социально конкретной действительности, что и приводит к типично романтической концепции исключительной личности.
Теория характера Гюго генетически связана с просветительским учением Дидро, который в свое время-, полемизируя с эстетикой классицизма, требовал показа человека в совокупности его общественного состояния и семейного положения и верил в возможность обретения гармонического идеала личности. Но романтическая личность у Гюго раздираема внутренними противоречиями, придающими ей трагическое звучание.
Сочетание в герое возвышенного и гротескного начала приводит к нагромождению романтических контрастов. Гюго усваивает характерный для науки и искусства XIX века принцип историзма. Следуя заветам Сталь и опираясь на опыт буржуазной исторической науки 1820-х годов (Тьерри, Гизо), Гюго выдвигает требование правдивого изображения в искусстве исторического момента, точного воспроизведения деталей, колорита места и времени (couleur locale). Однако идеалистический подход к явлениям общественной жизни мешает ему вскрыть социальную сущность исторической эпохи.
История становится для Гюго ареной борьбы абстрактных этических сил. Реальная историческая действительность подменяется «правдивыми деталями». И тем не менее утверждаемое Гюго требование передачи местного колорита было важнейшим завоеванием романтической эстетики и подготавливало теорию и практику критического реализма.