Творческий путь в период ожесточенных литературных боев

Бальзак родился в городе Туре, в семье чиновника. В 1814 году его родители переезжают в Париж, чтобы дать сыну образование.

В 1819 году он заканчивает юридический факультет. Но, обманув надежды родных, мечтавших о служебной карьере сына, Бальзак отдается литературной работе. Вступив на творческий путь в период ожесточенных литературных боев начала 1820-х годов, Бальзак не сразу находит свое место в этой борьбе. Первые его литературные опыты отражают идейно-художественные искания молодого писателя.

Среди многочисленных юношеских набросков, написанных в духе привычных драматургических жанров XVIII века (трагедии, комедии, комические оперы), выделяется первая законченная трагедия «Кромвель» (1820). Идейная незрелость Бальзака отчетливо проявилась в этой пьесе, построенной на противопоставлении идеального образа Карла I и преступного честолюбца Кромвеля. Монархическая тема сочеталась в этой трагедии с утверждением народного начала, с требованием подчинения короля интересам народа. На фоне эпигонской трагедии периода Реставрации юношеская пьеса БалБзака при всей своей подражательности классицистским образцам выделялась гуманистической направленностью и связью с традициями просветительской трагедии XVIII века. Отвергнутая театром, трагедия «Кромвель» была впервые напечатана лишь в 1925 году. Уже в этой ранней пьесе наметился интерес Бальзака к историческим событиям большого масштаба. Это нашло дальнейшее выражение в его увлечении творчеством Вальтера Скотта. На долгие годы Бальзак стал горячим почитателем английского романиста, видя в нем художника, который «возвысил роман до степени философии истории»Бальзака привлекает в романах Скотта умение дать широкий охват социальной действительности, показать обусловленность человеческой судьбы общественными столкновениями.

Следуя примеру Скотта, Бальзак пишет ряд исторических романов. Одновременно он ищет свои пути в драматургии. Он отходит от классицистской трагедии и обращается к жанру мелодрамы, широко бытовавшему на французской сцене. Написанные им в 1822 году мелодрамы «Негр» и «Корсиканец» при всей надуманности сюжетов отразили растущий интерес Бальзака к социальной характеристике персонажей. В его драматических планах и набросках 1820-х годов все отчетливее начинает звучать тема денежных отношений, разоблачительная характеристика основ буржуазного общества («Картина частной жизни», «Республиканец», «Мандрагора» и другие). В конце 1820-х годов появляются первые зрелые произведения Бальзака, которые автор подписал своим именем, а затем включил в цикл романов «Человеческая комедия». Расцвет творчества Бальзака падает на 1830—1840-е годы. Франция периода Июльской монархии, ставшая, по выражению К. Маркса, «царством банкиров», обнажив основные противоречия буржуазного строя, еще не исчерпала возможностей его поступательного развития. Гениальный представитель французского критического реализма, Бальзак, утверждая в своем творчестве веру в буржуазный прогресс, сохраняет трезвое вйдение противоречий и уродливых сторон капиталистической действительности. Стремясь понять сущность буржуазных отношений, определяемых «денежной формой стоимости» Бальзак не может научно объяснить «загадочность денег», но дает беспощадное обличение денежной стихии, которая правит в буржуазном обществе судьбами людей. По глубине разоблачения, по страстности неприятия современного общественного устройства великий реалист Бальзак непосредственно перекликается с идеями утопического социализма. Но, наблюдая чудовищные факты власти финансовой олигархии, писатель выступает сторонником крепкой государственной власти и утверждает необходимость монархии. Отсюда легитимистские симпатии Бальзака, хотя монархия не была для него единственно возможной формой правления. «Принципы монархии так же абсолютны, как принципы республики»,—утверждал Бальзак.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!