Творчество Бульвера

Лучшие пьесы Бульвера противостояли двум уродливым крайностям викторианской драматургии — голому развлекагельству и высокопарной, эпигонской «поэтической драме», оторванной от проблем современности. Правда, все творчество Бульвера отмечено сильным влиянием мелодрамы — того «срединного» жанра, который более всего соответствовал компромиссной идеологии драматурга, — цо Бульвер уже в силу серьезности поставленных им перед театром задач сумел в ряде случаев отойти от ограниченности мелодрамы. Пьесы Бульвера делятся на два цикла. В первый период он был близок романтизму, во второй — подвергся сильному влиянию реалистической литературы.

Несколько изменилась и политическая направленность драматурга. Ранние его пьесы посвящены в значительной степени критике современной аристократии, о второй период он больше критикует буржуа и буржуазные отношения. Но Бульвер критиковал правящие классы своей страны с их же позиций, и поэтому современному аристократу он — в духе реакционного романтизма — противопоставлял патриархальную аристократию былых времен, буржуа-выскочке — буржуа, сумевшего уже многому научиться у тех, кто давно стоит у кормила власти. В этом смысле Бульвер близок английскому философу и публицисту Томасу Карлейлю, хотя и заметно уступает ему в остроте социальной критики. Самой же дальней целью Бульвера было бороться за внутреннее единство правящих классов. Бульвер выступает с проповедью «совести как высшего из духовных пастырей». Крепко держать в руках бразды правления может только тот, заявляет Бульвер, кто не злоупотребляет властью, не пренебрегает своими обязанностями, способен своим духовным обликом и своими практическими способностями вызвать в народе уважение. Мысль о народных массах, уже не раз доказавших свою способность круто поворачивать ход истории, все время присутствует в творчестве Бульвера. Это и придает определенную масштабность его творчеству, известную остроту его критике.

Первый цикл пьес Бульвера включает «Герцогиню де Лавальер» (1837), «Леди из Лиона» (1838), «Ришелье, или Заговор» (1839), «Морского капитана» (1839, переделка под названием «Законный наследник»— 1868). Во второй входят «Деньги» (1840), «Дом Дарнлея» (время написания точно неизвестно, поставлена впервые после смерти Бульвера, в 1877 году), «Мы не так плохи, как кажемся, или Много сторон в характере» (1851) и «Уолпол» (1869, поставлена не была). Огромным успехом в течение многих лет пользовалась мелодрама Бульвера «Леди из Лиона». Впервые она была сыграна 15 февраля 1838 года в театре Ковент-Гарден с Макреди в роли Клода Мельнота и продержалась в репертуаре около четырех лет, а последним крупным исполнителем этой роли выступил более сорока лет спустя, в 1879 году, Генри Ирвинг. Действие этой пьесы разворачивается во Франции, в годы итальянских походов генерала Бонапарта. Герой ее — французский простолюдин Клод Мельнот, сумевший в течение двух лет стать полковником, разбогатеть и завоевать любовь лионской красавицы Полины Дешапель.

Однако, несмотря на то, что действие происходит в чужой стране и в сравнительно отдаленную эпоху, пьеса Бульвера ставила проблемы, интересные для Англии его времени. Парламентская реформа означала определенное расширение буржуазной демократии, шаг в сторону «уравнивания сословий», и ее последствия все более сказывались в жизни страны на протяжении последующих десятилетий. Но парламентская реформа была очень ограниченной, очень робкой. И Бульвер проявил немалое драматургическое чутье, перенеся действие своей пьесы во Францию: здесь поворот был круче, последствия его ощутимее.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!