Творчество Лемерсье
Романтический характер комедии закономерно проявляется в ломке классицистской формы. Лемерсье свободно переносит действие из королевского дворца на палубу корабля, нарушает единство времени и места. Творчество Лемерсье со всей его противоречивостью и идейно-художественной эклектичностью является типичным выражением послереволюционного буржуазного сознания. Закономерно Лемерсье приходит в период Реставрации к разработке «низового» жанра мелодрамы и ставит ряд пьес в бульварных театрах. Другим видным драматургом периода империи был Франсуа-Жюст-Мари Ренуар (1761 —1836). Адвокат по образованию, он был связан с жирондистскими кругами. В, период якобинской диктатуры он находился в тюрьме и был освобожден только после 9 термидора. Его первая трагедия «Катон Утический» (1794), написанная во время его пребывания в тюрьме, имела антиякобинскую направленность.
Расцвет творчества Ренуара падает на годы Империи. В это время он становится известен как филолог-романист, автор ряда трудов по средневековой французской и провансальской литературе. К этому же периоду относятся его основные драматические произведения. Крупнейшим из них была трагедия «Тамплиеры» (1802), поставленная в 1805 году по указанию Наполеона. Религиозная тема трагедии, построенной на национально-историческом материале, привлекла внимание Наполеона, так как она непосредственно перекликалась с проводимой им церковной политикой. ? Стремясь использовать католическую церковь в интересах укрепления буржуазной империи, Наполеон заключил в 1801 году соглашение (конкордат) с папой римским и осуществил бужуазную реформу церкви. Проводя политику подчинения церкви государству, Наполеон в то же время использовал влияние религиозных идей, заявляя, что «общество не может существовать без неравенства и богатства, а неравенство и богатство не могут существовать без религии». Ренуар строит сюжет трагедии на историческом факте разгрома ордена тамплиеров королем Филиппом IV в 1307 году. Он рисует тамплиеров крайне идеализированно, как носителей высоких рыцарских и религиозных добродетелей, окружает их ореолом величия и христианского мученичества. Все представители тамплиеров, несмотря на пытки и предстоящее им сожжение на костре, сохраняют преданность королю и непоколебимую веру в бога. В трагедии содержатся почти прямые намеки на современность. Они звучат прежде всего в характеристике короля Филиппа IV — сильного монарха, имеющего большие заслуги перед страной; образ этого короля прямо ассоциировался с образом Наполеона. Ренуар пытается примирить свои верноподданнические чувства с критикой «крайностей» церковной политики Наполеона, который преследовал всякие попытки проявления самостоятельности со стороны духовенства. Автор достигает этого смягчением характеристики короля, который в финале трагедии высказывает сомнение в своей правоте, а также показом образа королевы, выступающей горячей защитницей тамплиеров. Трагедия Ренуара свидетельствует о глубоком кризисе классицизма. Феодально-реставрациоиные позиции Ренуара привели к ослаблению гражданской проблематики, к риторичности программных монологов, к статуарности, к общему снижению художественного качества трагедии. Крайняя реакционность политических позиций и религиозно-мистическая программа Ренуара сближают его с такими глашатаями контрреволюции, как Бональд и Шатобриан. Это определяет и эстетическое родство Ренуара с реакционным романтизмом. В своей трагедии, сохраняющей все внешние признаки классицизма, Ренуар подрывает рационалистические основы этого метода. Трагедия проникнута восторженно мистическим настроением. Ренуару присуще и чисто романтическое пристрастие к историческим деталям, которые он приводит в пространных документированных комментариях. Уход в средневековье, характерный для теоретических и художественных произведений Ренуара, типичен для феодально-аристократической идеологии.