Творчество Сиддонс и Кембла
Саре Сиддонс было двадцать лет, когда Гаррик, прослышавший об ее успехах, пригласил ее в Дрюри-Лейн. Дебют Сиддонс в роли Порции («Венецианский купец») не был удачен. Актриса, привыкшая к маленьким провинциальным театрам, не сумела сразу приспособиться к акустике Дрюри-Лейна.
Публика сочла ее внешние данные неподходящими для роли. Но основная причина неуспеха актрисы заключалась в том, что в 1775 году классицистская манера ее игры не могла еще найти настоящего отклика у зрителей. Даже роль леди Анны («Ричард III»), которая впоследствии была отмечена критикой как одна из удачнейших ролей Сары Сиддонс, не принесла ей успеха. Шеридан, перекупивший у Гаррика в 1776 году патент на владение театром, не возобновил с ней контракта. Следующие шесть лет Сиддонс провела в труппе своего отца в провинции. Когда в 1782 году она снова появилась в театре Дрюри-Лейн, новый дебют принес ей славу первой трагической актрисы Лондона. За один год ее положение в театре окрепло, и она даже добилась приглашения своего брата, игравшего в Дублине. С тех пор, вплоть до ухода Сары Сиддонс из театра в 1812 году, брат и сестра все время находились в составе одной труппы, часто выступая как партнеры. Они начали сценическую работу почти одновременно, и особенности манеры каждого из них были ясны с самого начала. Тем не менее творчество Сиддонс и Кембла отмечает последовательные этапы в развитии английского классицизма: до начала 1790-х годов ведущая роль принадлежала Сиддонс, после этой даты — Джону Кемблу. Творчество Сары Сиддонс относится к первому этапу английского классицизма конца XVIII—начала XIX века. Просветительский реализм не мог больше удержаться на сцене. Слишком далеко зашло развитие промышленной революции, приближавшейся уже к своему кульминационному пункту.
В период, когда свободное крестьянство было уже разорено, а пролетариат еще только возникал, когда вчерашний крестьянин, окончательно разоренный, уходил в город, единственным классом, который не только рос, но и относительно четко осознавал свои цели, оставалась буржуазия. Английская буржуазия не шла к революции — она совершила ее более столетия тому назад. Но она до 1793 года не опасалась новой революции. Это ощущение относительной устойчивости и роста рождало торжественные формы, которые принимало искусство, формы классицистские. Английский классицизм конца XVIII века по своим задачам отличался от французского классицизма того же времени. И тот и другой представляли собой последний этап Просвещения. Но во Франции классицизм звал к надвигающейся революции и впоследствии служил ей. В Англии перед классицизмом Сиддонс стояла задача насколько возможно сохранить в из-менившихся условиях достижения просветительства. Характерное для искусства Гаррика гармоничное сочетание чувства и разума уже нарушилось у Сиддонс в сторону рассудочности, хотя и не слишком сильно. Ее сценические образы были правдивы, но она не обладала уже способностью создавать такие живые многогранные характеры, как Гаррик. «Когда мне предлагают изучить роль, — писала о себе Сиддонс, — я просматриваю ее целиком, желая узнать, соответствует ли она в основном природе. Если это так, то я уверена, что сумею сыграть ее». Какие роли она считала «соответствующими природе»? Подобно Гаррику, ее интересовала больше моральная, чем политическая тема. В ее трактовке «Макбета» момент узурпации власти отходил на второй план, на первый же выдвигалась проблема губительного действия злодеяния на душу преступника. В том же кругу идей вращались ее роли в «Игроке» Э. Мура, «Незнакомце» Б. Томсона и ряде других пьес.
Большой заслугой Сиддонс являлась исключительная четкость построения, логичность внутренней разработки роли. Считая важнейшей задачей верную передачу центральной мысли пьесы, Сара Сиддонс шаг за шагом подводила зрителей к кульминационному пункту роли и в нем давала наиболее полное раскрытие основной мысли образа и пьесы. Все отдельные штрихи сразу складывались в единый рисунок роли.