Усилия всех представителей искусства
Стремление к новаторству овладело творцами театра не только в тех странах, где родилась режиссура как самостоятельное искусство, но и там, где режиссура еще не выделилась, где театр оставался преимущественно актерским. Во Франции, например, драматурги-романтики и ведущие актеры фактически сыграли роль режиссеров-новаторов, изменив за короткий срок всю систему сценической выразительности. Рождение режиссуры означало рождение принципа ансамбля в театре, и к поискам ансамбля были направлены усилия всех представителей искусства режиссуры XIX века. К середине XIX столетия режиссура становится самостоятельным видом театрального искусства и во второй половине века выдвигает ряд крупных профессиональных мастеров (Ч. Кин, Фелпс, Э. и С. Бенкрофты, Лаубе, Дингельштедт, Кудлич и другие). Хотя буржуазный театр после 1848 года испытывает сильное влияние позитивизма и это подчас ограничивает искания режиссеров погоней за археологической, этнографической или бытовой точностью, тем не менее в этот период развития режиссерского искусства накапливается тот опыт, который приведет к огромному расцвету режиссуры в конце XIX и в XX веке. Лучшие завоевания театрального искусства 1789—1871 годов вошли в то классическое наследие, на которое будут опираться великие художники реалистического театра XX столетия. Французская культура XIX века внесла огромный вклад в развитие всей европейской духовной жизни. В течение этого столетия Франция дала миру величайших художников во всех областях искусства. Гюго и Мериме, Стендаль и Бальзак, Беранже и Жорж Санд, Берлиоз и Бизе, Делакруа и Домье, Курбе и Милле по праву завоевали признание всего прогрессивного человечества. Яркий расцвет переживает в XIX веке и французский театр, который выдвинул плеяду больших мастеров сцены, сыгравших значительную роль в развитии мирового театрального искусства. Славные имена Тальма, Дорваль, Фредерика-Леметра, Рашель и многих других художников сцены встали в один ряд с именами величайших деятелей культуры. Ф. Энгельс подчеркивает, что именно Франция в XIX веке «играла главную роль во всей европейской истории с 1789 г. ». Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс с особым вниманием следили за ходом французских исторических событий. Новый этап в истории Франции начинается революцией 1789—1794 годов, в которой буржуазный строй одержал победу над феодализмом.
Эта историческая победа могла быть осуществлена потому, что в героические и грозные годы революции во Франции поднялись к активной революционной деятельности миллионные народные массы. Но революционные действия народа не принесли выполнения его насущных задач и требований. Народ не получил ни подлинной свободы, ни хлеба. В. И. Ленин указывает, что «Франция XVIII века была окружена на континенте слишком отсталыми странами и что в самой Франции не было материальных основ для социализма, не было банков, синдикатов капиталистов, машинной индустрии, железных дорог» И поэтому, хотя революция, развиваясь, дошла до якобинской диктатуры, которая являлась одним из «высших подъемов угнетенного класса в борьбе за освобождение»2, все же народ мог лишь расчистить пути для утверждения и дальнейшего развития капитализма.
Революция 1789—1794 годов породила мощный подъем искусства. Не только в области экономической и политической революция явилась кульминацией освободительной борьбы третьего сословия, но и в области идеологии она знаменовала наиболее яркое выражение революционных устремлений XVIII столетия. В бурной духовной жизни революционных лет театр занимает одно из ведущих мест. Искусство революционного классицизма, грандиозные народные празднества, массовый политико-агитационный театр были проникнуты героическим духом борьбы, отражали патриотический подъем широких народных масс.