Устремления масс
В их ряды вступали художники разных идейных направлений. Либералы, хотя и боялись народных движений и с ужасом вспоминали о якобинском терроре, стремились сбросить феодальные путы, добиться конституционной монархии, очистить дорогу развитию буржуазной цивилизации. Поэтому они боролись в своих произведениях против феодально-абсолютистской реакции и подвергали критике проявления деспотизма. Тем самым они на этом этапе вливались в общедемократическую оппозицию против власти Бурбонов и «приобретали в народе некоторую популярность, хотя очень мало заслуживали ее. Более глубокими выразителями чаяний и устремлений масс были писатели демократического лагеря.
Певца народа, поэта-демократа Беранже, участника движения карбонариев в Италии Стендаля и многих других художников этой эпохи сближал наступательный, протестующий характер их творчества, пронизанного ненавистью ко всяким формам порабощения человека. В театре Реставрации также усилилась идейная борьба, углубилось размежевание художественных направлений. Однако в театр передовые литературные идеи проникали с трудом. Опутанный полицейско-поповской цензурой и вынужденный идти на поводу у буржуазно-аристократического зрителя, театр периода Реставрации был более скован, более зависим, чем лите-ратура.
С первых дней власти Бурбонов правительство стремилось направить театры в русло охранительной идеологии. Но, несмотря на цензуру, в спектаклях то и дело вспыхивали злободневные политические намеки, отражая взволнованную и тревожную атмосферу парижских бульваров к рабочих предместий. В первые месяцы Реставрации театры, особенно бульварные, испытавшие тягости наполеоновской театральной политики, приветствовали возвращение Бурбонов, которых славили в куплетах и пьесах «на случай». Комплименты Бурбонам обычно принимали форму прославления их популярного в массах предка — «доброго короля» Генриха IV. В парижских театрах появилась целая серия пьес о Генрихе IV. Но пьесы о Бурбонах недолго продержались на сцене. Резкое усиление политической реакции после Ста дней сильно ослабило легитимистские чувства деятелей театра. Не имея возможности активно протестовать вследствие усиленных репрессий цензуры, театры вернулись к своему обычному репертуару. Влияние политической реакции на театр периода Реставрации проявляется в почти полном отсутствии открытой политической и социально острой проблематики в репертуаре 1814—1830 годов. А если пьесы такого типа появлялись, их немедленно запрещали. В сложной литературно-политической борьбе 1820-х годов не сразу произошло размежевание классицистов и романтиков. Романтики-монархисты были тесно связаны с монархистами классицистского лагеря (и те и другие входили в реакционное «Общество благонамеренной литературы», созданное в 1821 г. ) и вели резкие дискуссии с романтиками-либералами.
В то же время некоторые из защитников классицистской доктрины были носителями противоправительственных настроений. Но выступления последовательных сторонников классицизма в эти годы уже не могли принести ничего нового в эстетическую мысль. Классицизм продолжал оставаться официальным стилем. Его поддерживали носители феодально-реставрационной идеологии, которые стремились целиком подчинить «благородный» «дворянский» жанр классицистской трагедии задачам 126 пропаганды клерикальных и роялистских идей. В литературные споры вмешалась церковь: в 1823 году архиепископ Гермополитанский громил романтизм с церковной кафедры. Тогда же выступила и Французская Академия — секретарь Академии Оже призывал к благоговейному уважению «образцовой литературы» классицизма и к уничтожению «варварской поэтики» «секты романтиков».