В Неаполь съезжаются революционеры

Гарибальди был объявлен диктатором юга Италии. Король Неаполя Франческо II ищет убежища в Риме, откуда Пий IX грозит Гарибальди, а заодно и Виктору-Эммануилу отлучением от церкви. В Неаполь съезжаются революционеры, среди них Мадзини, Густаво Модена. Революция, начавшаяся во имя монархии, грозила закончиться торжеством республики. Но Кавур не дремал. Воспользовавшись политической недальновидностью Гарибальди, он организовал присоединение Неаполя к Сардинскому королевству и потопил в крови репрессий крестьянские восстания, охватившие юг. Причиной поражения народной революции была недостаточная зрелость рабочего класса Италии. В 1861 году весь полуостров, кроме Венеции и Рима, был объявлен Итальянским королевством. В 1866 году итальянцы в союзе с пруссаками освободили Венецию. Неприсоединенным оставался только Рим, это «змеиное гнездо», по выражению Гарибальди. Всю жизнь яростно, непримиримо ненавидел он папство. Дважды — в 1862 и 1867 годах — организовывал Гарибальди походы на Рим, который крепко охраняли французские штыки, и дважды платился за это арестом и ссылкой.

В результате поражения под Седаном в 1870 году французские войска покинули Рим, где они в течение, двадцати лет поддерживали светскую власть папы в династических интересах Луи-Наполеона. Незадолго до того Пий IX провел через собор догмат о непогрешимости пап. Это делало его неограниченным властелином католической церкви, вождем агентуры ее духовенства во всех католических странах. Потеря светской власти теперь почти не имела значения. Двадцатого сентября 1870 года итальянские войска беспрепятственно заняли Рим. Дело воссоединения было завершено. Начатое «снизу», революционным путем, оно закончилось «сверху». Сардинская буржуазия использовала почву, вспаханную революционерами, и пожала посеянное ими. История итальянской литературы и театра периода Рисорджименто находится в самой очевидной, осязаемой связи с историей национально-освободительного движения. Борьба итальянского народа против феодализма и чужеземного господства сопровождалась установлением буржуазно-капиталистических отношений, укреплением буржуазного общества. Этот процесс находил отражение во всех областях итальянской культуры. Характерен он был и для театра, и в первую очередь для драматургии. Ее развитие определяется особенностями этапов национально-освободительного движения. Продолжая служить делу объединения в условиях поражения революции и ослабления республиканского лагеря буржуазии, драматургия постепенно теряет свою политическую насыщенность: трагедия — свой героический тираноборческий пафос, комедия — свою политическую остроту. Итальянская буржуазия сплачивается вокруг идеи конституционной монархии и ее носителей — Кавура и короля Виктора-Эммануила.

Театр призван был отныне укреплять в массах популярность Пьемонта, его династии и правительства, воспевать преимущества буржуазного пути развития. Крепнущее идеологическое влияние крупной буржуазии и примыкающих к ней деловых кругов дворянства толкает драматургов на то, чтобы сосредоточить свое внимание на вопросах государственного устройства, реформы общественного и семейного быта. Этим достигалась и цель отвлечения народных масс от республиканских «мечтаний». Второй этап борьбы за объединение распадается на два периода: с 1849 по 1860 и с 1861 по 1870 год. Характерные черты этих периодов во многом определяют движение драматургии. 1850-е годы были временем крушения республиканских надежд, гибелью всех попыток находившихся в эмиграции вождей революции поднять хотя бы отдельные восстания в Италии. Искусство должно было прийти на помощь живым силам нации, помочь им осмыслить трагедию 1848—1849 годов, возродить в них поколебленную веру и направить их душевные силы на продолжение борьбы в новых условиях. Нужно было поставить перед народом новые жизненные задачи, помочь каждому определить свое место, свои способности и свою ценность в борьбе за их осуществление.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!