В романе «Сен-Марс»

Используя опыт, уже накопленный романтиками, и во многом отталкиваясь от Шекспира, Виньи стремится к созданию масштабной, охватывающей разные стороны действительности национально-исторической драмы. Он свободно переносит действие с городской площади в королевский дворец, вносит в пьесу многочисленные детали местного колорита, втягивает в ход напряженных драматических событий множество действующих лиц. На отдаленном историческом материале Виньи раскрывает, как в романе «Сен-Марс», свою социально-философскую концепцию, внося в драму современные ассоциации.

Рисуя образы борющихся политических противников, автор наделяет их чертами современных буржуазных хищников. Виньи перекликается с романтической драмой Гюго в критической оценке буржуазной действительности, но он далек от гуманистической веры Гюго в конечную победу добра. Для Виньи зло неизбежно. Большой и чуткий художник, он ощущает невозможность в произведении, посвященном судьбам нации, обойти молчанием тему народа и вводит в свою драму картины народных волнений, рисует и рядовых граждан и вожаков городского плебейства. Но аристократические позиции мешают ему показать подлинную роль народа в истории, и он фактически снимает эту проблему, тем самым отрезая себе путь к созданию национально-исторической драмы. Эта пьеса Виньи лишена внутреннего единства. Народные сцены не связаны в ней органически с центральной сюжетной линией, которая строится на показе судьбы итальянского авантюриста Кончини, ставшего маршалом Франции, и его жены Леоноры — центральной героини драмы. Увлеченный драматургией Шекспира, Виньи стремится к созданию сложного, многогранного образа. Но романтику Виньи не удается создать полноценный реалистический характер. Он наделяет свою героиню самыми разнообразными чертами: тонким умом, твердой волей, верностью в любви, страстным материнским чувством, добротой по отношению к беднякам, доверчивостью к людям; но в то же время Леонора оказывается пособницей грязных политических интриг, потакает корысто-любивым увлечениям мужа, заражена всеобщей погоней за почестями и богатством. Образ Леоноры лишен цельности, различные черты ее характера не связаны между собой. В развитии характеров главных героев отчетливо проявляется аристократизм Виньи, который все время подчеркивает плебейское происхождение «выскочки» Кончини и его жены, пытающихся играть ведущую роль в королевстве. Гибель героев носит характер морального возмездия.

Мотив роковой обреченности проходит через всю драму и достигает кульминации в последнем акте, действие которого не случайно развертывается на месте убийства Генриха IV. Здесь погибает на дуэли Кончини, которому Виньи приписывает участие в убийстве короля, здесь же происходит последняя патетическая сцена, в которой Леонора, идущая на казнь, прощается с детьми. Хотя драма заканчивается провозглашением нового короля Людовика XIII, ее финал пронизан безысходным пессимизмом. Следующую свою пьесу, одноактную комедию в прозе «Отделалась страхом» (1833), Виньи написал для бенефисного спектакля актрисы Мари Дорваль. Комедия эта была задумана, по словам самого Виньи, как «легкий набросок элегантного и развращенного духа восемнадцатого столетия». Мало похожая на другие пьесы Виньи, эта комедия скорей напоминает создаваемые в эти же годы комедии и драмы А. де Мюссе с их тонким психологизмом и прихотливым изяществом диалога.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!