Великий актер
С еще большей силой тот же круг чувств и мыслей воплотился в шекспировских ролях Тальма. Он вошел в историю французского театра как один из крупнейших истолкователей образов Шекспира во Франции, хотя он играл их во французских переделках. Тальма называл Шекспира «богом своей юности» и своим «учителем в постижении человеческих страстей». Позднее он с досадой говорил Гюго: «Правды и правды — вот чего я искал всю мою жизнь! Но что же сделаешь? Я прошу Шекспира, а мне дают Дюсиса!» Великий актер преодолевал ограниченность дюсисовских переделок, глубоко проникая в противоречивый и сложный внутренний мир Гамлета, Отелло, Макбета. Однако и в шекспировских образах Тальма акцентировал ту же. ставшую для него центральной тему одинокой, мятущейся, страстной личности, противостоящей миру пошлой обыденности, злобы, корысти, преступления или запутавшейся и гибнущей в тенетах этого мира.
С максимальной силой это трагическое ощущение морального беспокойства и глубокой неудовлетворенности Тальма выразил в «Гамлете». Тема скорбного разочарования постепенно становится лейтмотивом творчества Тальма. Актер, который призван был своим искусством утверждать и прославлять существующий режим, выразил в большинстве своих наиболее глубоких и сильных созданий господствующее умонастроение своего времени — неприятие существующей действительности, основанное на неосознанном им до конца, но определившем его творчество разочаровании в результатах революции. Безоговорочно приветствуя свержение феодально-абсолютистского режима и установление буржуазных отношений, Тальма как гуманист, воспитанный учением просветителей, не мог не видеть, что рожденное революцией общество бесконечно далеко от обещанного просветителями идеального, разумного строя. И этот крах просветительской идеологии, с болезненной остротой ощущаемый актером, привел к тому, что в его творчестве нашло глубокое выражение типичное для данной эпохи романтическое мироощущение.
Утеряв гражданственную, политически-обличительную и героико-патриотическую тему своего творчества революционных лет, Тальма уходит в сферу нравственного мира, продолжая оставаться защитником высокой человечности и отнюдь не ограничивая моральную тему узкой сферой буржуазных добродетелей. Именно это гуманистическое содержание творчества способствовало огромной популярности Тальма у массового зрителя и определило путь его идейно-художественных исканий. Падение Наполеона не только не нанесло удара творчеству Тальма, но способствовало его дальнейшему подъему.
Отрицательное отношение Тальма к реакционному режиму правительства Бурбонов вновь возрождает в его искусстве политически оппозиционную тему, которая принимает в этот период бонапартистское звучание. Вновь играет Тальма в трагедиях, запрещаемых цензурой за политические намеки, заключенные в них. Представления этих пьес проходят в бурной политической атмосфере. Иногда дело доходит до рукопашной схватки в партере, до вмешательства войск (премьера «Германика» Арно 22 марта 1817 года). В трагедии «Сулла» Жуй (1821) бонапартистские ассоциации были усилены актером. Тальма, играя Суллу, изображал Наполеона в римской тоге. Из внешних черт императора он позаимствовал только наполеоновскую прическу. Но создаваемый им поэтически приподнятый, идеализированный образ Наполеона соответствовал образу «наполеоновской легенды», возникшей на основе ненависти широких масс к режиму Реставрации. В последние годы своей жизни и творчества Тальма продолжал углубленную работу над сценическими образами, стремясь усилить их реалистическое звучание. Все чаще испытывал он недовольство классицистской трагедией и высказывал мечты о новом репертуаре. Чуждый догматизма, он с интересом присматривался к романтической литературе, идейно ему во многом близкой. Беседуя с Гюго, Тальма указывал молодому писателю на задачи новой драматургии: «Заменить трагедию драмой, ввести в нее людей вместо «персонажей», жизненную правду вместо отживших традиций; свободные переходы от героического к обыденному, свободный стиль, выливающийся во всевозможные формы — эпическую, лирическую, сатирическую, серьезную и шуточную; изгнать «тирады» и стихи, «бьющие на эффект».