Вернуть Коррадо в тюрьму
Один из таких ревнителей «нравственности» выведен в пьесе. Это некий аббат, бывающий в доме Пальмьери в качестве «духовного пастыря». На деле же это соглядатай церкви, выискивающий семейные тайны, разоблачение которых могло бы принести выгоду авторитету религии или лично ему. У него есть своя «агентура» — невежественная, суеверная служанка доктора, доносящая ему о каждом подслушанном ею слове. Появление Коррадо активизирует аббата; как гончая, он идет по горячему следу. Аббат не просто доносчик, он завистник и садист. Его цель — вернуть Коррадо в тюрьму, разрушить будущее его жены и дочери, погубить репутацию человека, который дал им приют. «Вы, наследники инквизиции, во имя бога караете, терзаете невинного», — эти слова Коррадо, брошенные в лицо аббату, метили выше. Они выражали жгучую ненависть передовой итальянской интеллигенции к духовному деспотизму церкви, попиравшей самые естественные права человеческой личности. Гениальное исполнение Сальвини роли Коррадо сделало из постановки боевой спектакль такой силы, что спустя некоторое время бесчеловечный закон под давлением общественного возмущения был отменен. Помимо исторических драм и бытовых мелодрам Джакометти создал ряд комедий. В них он высмеивал «иностраноманию», сокрушаясь о том, что Скриб вытеснил с итальянских сцен Альфьери и Гольдони. Один из персонажей его ранней сатирической комедии «Поэт и балерина» (1841) говорит: «Я хотел бы, чтоб итальянцы не подражали никому; подражание — удел посредственности.
Каждая нация имеет свои нравы и обычаи, добродетели и цороки; театр также должен быть своим, ибо он является могущественным орудием гражданственности. Создадим собственную драматическую литературу, и она станет основой национальной жизни». Хотя Джакометти не был ни атеистом, ни революционером, в некоторых его пьесах страстно прозвучал призыв к борьбе за свободу, против угнетателей родины — иноземцев и против духовного, клерикального гнета. Однако Джакометти понимал борьбу за свободу иначе, чем драматурги-революционеры: Мандзони и Пеллико видели ее в республике через революцию, Джакометти видел ее в национальной независимости, в прочности буржуазно-демократического уклада. Комедия в рассматриваемый период и количественно и качественно представляет собой ведущий жанр. Содержание ее определяется растущей ролью буржуазии в процессе объединения страны. Комедия отчетливо тяготеет к изображению быта и нравов преимущественно средних городских слоев, к постановке и решению повседневных вопросов социальной жизни в интересах руководящего класса. Для большинства произведений характерна «тезисность» — отчетливое утверждение или отрицание того или иного воззрения, традиции, предрассудка в духе буржуазной морали.
Современные сюжеты не сразу пробили себе дорогу на сцену литературного театра. При засилии переводной комедии в 1850-е годы эти сюжеты некоторое время продолжали оставаться почти исключительно достоянием театра диалектального. Датой рождения новой итальянской комедии стал 1852 год, когда во Флоренции с огромным успехом прошла представленная на конкурс Общества поощрения и усовершенствования театрального искусства пьеса «Гольдони и его шестнадцать новых комедий». Ее автором был молодой драматург Паоло Феррари (1822—1889), уроженец Модены. Адвокат и журналист, позднее — профессор эстетики Миланского университета, Феррари был продолжателем традиций Гольдони и лучшим представителем социальной комедии в Италии третьей четверти XIX века. Он господствовал на отечественной сцене в течение более тридцати лет. Некоторые его пьесы идут и доныне.