Водевиль начала XIX века

Однако идейная легковесность водевиля фактически означала пассивно охранительное отношение к существующей действительности. Поэтому, хотя в водевиле начала XIX века жила стихия жизнерадостного, балаганного, демократического искусства и не было в нем специфически буржуазных черт, по существу, он был уже жанром рождающегося буржуазного театра. Широчайшее распространение в период Консульства и Империи получила мелодрама. В этом жанре нашли выражение противоречия, присущие на данном этапе сознанию мелкобуржуазной демократии. Развиваясь в условиях формирования буржуазной государственности, испытывая непрерывный нажим идеологической политики правящей верхушки, мелодрама проникалась буржуазно-охранительными тенденциями. Но, так как это был жанр низового театра, обращался он к широким массам народного зрителя, в нем ощущались в то же время демократические устремления, сочувствие к простому человеку, к его страданиям, восхищение его мужеством. Потеряв революционное содержание, мелодрама утратила и социальную остроту, заменив ее моральным столкновением добрых и злых сил. Тема борьбы добра и зла пришла в мелодраму из просветительского искусства.

Но там абстрактному понятию добра противостояло классово типичное зло феодального общества. Это и определило реалистическую глубину лучших произведений XVIII века. В послереволюционной мелодраме понятие зла потеряло классовую определенность. Именно поэтому мелодрама утратила возможность реалистических обобщений. В ней сказалось характерное для мелкобуржуазного демократического сознания эпохи неумение понять законы, определяющие развитие послереволюционной действительности. На первый план, как и в романтизме, выдвигаются личная судьба человека и личные мотивировки конфликта. Но если прогрессивно романтическое искусство видело зло в уродливом устройстве мира, против которого борется романтический герой, то мелодрама стояла на позициях оправдания действительности. Для нее злое начало заложено в отдельной личности.

Поскольку мелодрама отказывается от раскрытия подлинных жизненных конфликтов, но в то же время выражает неудовлетворенность существующей реальностью, она тяготеет к необычайным положениям, исключительным поворотам в судьбе человека, таинственной обстановке. В мелодраме постоянно фигурируют подземелья, дремучие леса, разрушенные замки, горные обрывы, хижины дикарей. Все это усиливало эмоциональную приподнятость мелодрамы, насыщало ее атмосферой тайны и рока, создавало романтический колорит. Многими своими особенностями мелодрама подгпуавливала романтический театр. Антирационалистическая в своей основе, она разрушила все нормы и правила классицистского театра. Мелодрама отказалась от сословного разграничения жанров, смешала трагическое и комическое, возвышенное и низменное, сломала единства, заменила пятиактное строение драмы трехактным. Она уничтожила принцип сословности, лежавший в основе классицистских амплуа. Однако совсем отказаться от амплуа мелодрама не могла. Те основные этические схемы, которыми она оперировала, легли в основу амплуа мелодраматического злодея, невинной, страдающей героини, благородного героя, защищающего добродетель, комической фигуры добродушного простака, почти всегда наделенного конкретными бытовыми жанровыми черточками, и другие.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!