Вопрос о внимательном изучении современной жизни

Вестрис умела выявить в пьесах Бусико бытовой элемент и обогатить их сатирическими красками. Нехватку современного репертуара Вестрис старалась возместить постановкой тех классических пьес, в которых был силен бытовой колорит. Во время своей режиссерской работы в Ковент-Гардене (1838—1842), а впоследствии и в театре Лицеум (1847—1854) Вестрис поставила «Виндзорских кумушек» и «Сон в летнюю ночь» Шек-спира, «Школу злословия», «Соперников» и «Критика» Шеридана, по возможности стараясь приблизить их к современным нравам. Обладай Вестрис полноценным современным репертуаром, ее деятельность, возможно, имела бы большие результаты.

Но и в сложившихся условиях она сделала немало. Своей работой в трех театрах Лондона Вестрис поставила вопрос о внимательном изучении современной жизни и реалистическом ее истолковании совместными усилиями актера и режиссера. Ее деятельность принесла некоторые плоды уже во второй половине XIX века. Из комических жанров в этот период большое место по-прежнему занимала пантомима. После смерти Джона Рича она претерпела значительные изменения. Пантомимные интермедии Рича с участиём Арлекина, Коломбины, Панталоне и Клоуна разыгрывались между действиями «главной» пьесы. Теперь пантомима состояла из двух частей — «открытия» и «части». Персонажи «открытия» затем мановением волшебного жезла преображались в Арлекина и других героев «потешной части». Интермедии Рича игрались без слов. Но уже Гаррик после смерти Рича вернул Арлекину небольшое число реплик.

Он объяснял, это тем, что обойтись без них мог только такой выразительный актер, как Джон Рич. В дальнейшем уже ни одна часть пантомимы не была строго выдержана как «немое» представление. В нее — за исключением тех случаев, когда надо было сделать уступку слишком уж рьяным охранителям закона о театральной монополии, — вводились хоры, песенки, отдельные реплики. Значение роли Арлекина неуклонно падало. Подражатели Рича не сумели достичь его мастерства или сравняться с ним выдумкой. В результате главным действующим лицом пантомимы становился Клоун — слуга Панталоне. Делая вид, что участвует в погоне за дочерью Панталоне Коломбиной, улизнувшей от своего отца с Арлекином, он на самом деле мешал хозяину настичь влюбленных. Веселые проделки Клоуна составляли центр пантомимного действия. Он крал сосиски на глазах у Полицейского и, удирая от него, намазывал пол маслом (так что несчастный блюститель порядка потом долго кувыркался на этом искусственном катке), устраивал тысячи проказ и в конце концов помогал соединиться Арлекину и Коломбине. Пантомима реже обращалась теперь к мифологическим и классическим сюжетам. В «открытии» зачастую действовали бытовые персонажи.

Ближе к быту сделалась и «потешная часть», в которой участвовали Полицейский и Старый Джентльмен (жертва воровских наклонностей Клоуна), обыгрывались последние технические новинки, вроде знаменитой сосисочной машины, которая произвела почему-то очень большое впечатление на современников. Комический рассказ о джентльмене, превратившем себя в сосиски, включил, как известно, Диккенс в свои «Записки Пикквикского клуба».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!