Восстанавливались монархии
Перечисляя немногих гениальных актеров, имена которых перешли в потомство, Белинский назвал и имя Эдмунда Кина (1789—1833). Творчество этого актера имеет огромное значение для всей истории английского театра. Его приход на большую лондонскую сцену ознаменовал собой резкий разрыв с классицизмом Джона Кембла и проникновение в театр демократического социального протеста.
Кин выступил в период европейской реакции, после победы Священного союза. Представление о неуклонном поступательном ходе истории, о непрерывном движении человечества по пути прогресса, царившее в умах в течение всего XVIII века и так блестяще подтвердившееся, казалось, в период французской революции 1789 года, было уже поколеблено. По всей Европе восстанавливались монархии, смытые волной революции, возрождались старые порядки. Чем же была революция — случайным отклонением от нормального хода вещей или, напротив, выражением непререкаемого закона истории? Этим вопросом задавались все, и ответ на этот вопрос многое значил.
Если мировой порядок, установленный веками, устойчив, то, значит, революция и все принесенные ею перемены были случайным отклонением от нормы. И напротив, если мир неустойчив, подвержен переменам, если он есть поле столкновения противоборствующих сил, то революция выражала закономерность жизни, а временное ее поражение — отклонение от нормы. Ответ на этот большой вопрос и давал своим искусством Эдмунд Кин. Вряд ли сам Кин понимал все значение сделанного им. Ненавидя существующий порядок, горячо сочувствуя всем обездоленным, он вместе с тем был далек и от открытой революционности Байрона и от социалистических идей Гейне — современников Кина, много почерпнувших для себя в его искусстве. Но Кин по-своему, в значительной степени интуитивно, выражал те настроения народных низов, которыми питались и революционность Байрона и социализм Гейне. «Возмущение рабочих против буржуазии… прошло через различные фазы», — пишет Ф. Энгельс, — и «если буржуазия заинтересована в том, чтобы лицемерно вести эту войну под покровом мира и даже филантропии, то рабочим может принести пользу только разоблачение истинного положения вещей, уничтожение этого лицемерия»Эдмунд Кин выступил как разрушитель ложного представления о правильной устроенности современной жизни, о ее спокойном течении, которое воплотилось до него в творчестве Джона Кембла. Восстав против эстетических принципов школы Кембла, он сделал большой шаг по пути к новому искусству. Кин не только преодолел рационалистическую ограниченность просветительского искусства, но и подготовил реализм XIX века. Следует, впрочем, иметь в виду, что Кин, как и романтизм в целом, многое потерял из достижений просветителвского реализма и ему не было доступно многое из того, что составило впоследствии силу реализма XIX века. Просветительский реализм сознательно поставил проблему «человек и общество», но разрешил ее лишь наполовину. Герой просветителей живет в обществе, на примере его судьбы обнаруживаются многие пороки современного социального устройства, но сам он, как человеческая личность, не подвержен влиянию общества. Он такой, каким родился. Он один из многих робинзонов, живущих рядом, вступающих между собой в какие-то отношения, но внутренне совершенно изолированных друг от друга.
Он необщественный человек в обществе. Критический реализм поставил ту же проблему по-другому. Его герой не только живет в обществе, но и подвержен его влияниям. Он представляет собой не только одну из разновидностей «человеческой природы», но и продукт среды и обстоятельств. Внутренний мир его раскрыт полнее, потому что самый его характер отражает общественные условия, его сформировавшие.