Вскрывая общественные закономерности

 Однако искусство критического реализма с первых шагов качественно отличается от романтизма. Романтики первыми ощутили непреодолимую потребность художественно воплотить всю необъятную многоликость мира. Это стремление во многом определило пристрастие романтиков к сочетанию нарочито подчеркнутых крайностей, к показу взаимосвязи высокого и низкого, трагического и комического, к разработке поэтики контрастов. Реализм идет значительно дальше. Вскрывая общественные закономерности, он ввязывает в единое нераздельное целое все бесконечное многообразие действительности.

Абстрактный универсализм романтиков заменяется тщательным анализом социальной природы общества, поисками того, что Бальзак назовет «социальным двигателем». В произведениях реалистов не просто сталкиваются крайности и контрасты, но раскрывается их тесное взаимодействие, их одновременное вырастание на единой социальной основе. Искусство критического реализма, как и романтизм, проникнуто чувством глубокой неудовлетворенности и гневно протестует против данной общественной действительности. Но при этом романтизм воспроизводит общественный конфликт как общечеловеческий и даже доводит его подчас до космических масштабов, придавая ему абстрагированное философско-моральное звучание. Реализм же стремится проникнуть в подлинную сущность данного жизненного конфликта, рисует конкретные виды социального зла и тем самым несравненно глубже, чем романтизм, обличает современное общество. Новое качество реалистического искусства как более зрелого этапа художественного познания жизни определяется изменениями, происшедшими в самой общественной действительности, — торжеством победивших капиталистических отношений. Это разрушение всех иллюзий и обнажение «голого интереса», бессердечного «чистогана» поставило перед искусством задачу найти новые пути и формы отображения действительног сти. Романтизм уже не мог удовлетворить этой потребности. И новое поколение художников решительно идет по пути изучения той грубой жизненной прозы, которую обнажило буржуазное общество. Для художников-реалистов характерен новый принцип подхода к действительности.

Романтизм категорически не приемлет грубую прозаическую реальность. Даже отражая подчас в своих произведениях картины буржуазной действительности и показывая господство социальной несправедливости, романтики рассматривают все это как некое историческое заблуждение, верят в возможность обойти или преодолеть его. Критический реализм постигает неизбежную закономерность возникновения буржуазного общества, признает его как объективную данность. Тем самым художники-реалисты значительно глубже романтиков вскрывают логику социального развития, понимают объективное значение исторического прогресса. В центре внимания реалистического искусства оказывается повседневная обыденность, ничем на первый взгляд не примечательная будничная жизнь со всеми ее мелочными и серыми проявлениями. Эта обыденность впервые заняла господствующее место в искусстве. Концентрируя внимание на прозе частной жизни, тщательно воспроизводя конкретные детали реальной жизненной обстановки, искусство критического реализма, усвоившее опыт романтиков в разработке «местного колорита», вскрывает через этот прозаический вещественный мир типичные жизненные обстоятельства. Пафос освоения повседневности не является, таким образом, помехой в создании мощных художественных обобщений. Действуя методом типизации конкретных жизненных явлений, художник-реалист видит в отобранной частной детали проявление общей закономерности. Отказ от принципа типизации, от умения в частном увидеть выражение общего, фиксация внимания на конкретности ради конкретности неизбежно повлечет за собой потерю того самого ценного, что составляет величие реалистического искусства, и приведет к натурализму.

Но натуралистическое искусство получит развитие уже после 1848 года (И. Тэн, Ж. и Э. Гонкуры), когда в идеологии буржуазной интеллигенции победят охранительные настроения и она перед лицом созревшего классового противника — пролетариата — убоится назвать социальную закономерность развития буржуазного общества ее собственным революционным именем.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!