Введение напряженного выразительного диалога

Уже в поэмах Мюссе сказалась его одаренность как драматурга. Действенность столкновений, стремительная динамика развертывания сюжета, частое введение напряженного выразительного диалога придают поэмам Мюссе драматический характер. Не случайно драматическая поэма «Каштаны из огня» заставила Пушкина предугадать в Мюссе «романтического трагика». Эта пьеса, в которой глубокая, искренняя страсть танцовщины Камарго сталкивается с предательством, подлостью, циническим издевательством любимого ею дона Рафаэля, намечала проблематику последующего творчества Мюссе. Уже здесь вставал образ опустошенного, погрязшего в распутстве героя, порожденного уродливой цивилизацией, которая искажает человеческие души, лишает их любви и веры в добро. Носительницей любви и верности является героиня, лишенная знатности и в своей подлинной человечности противопоставленная циническому аморализму дворянина дона Рафаэля и священника Дезидерио. Антиклерикальная и антидворянская тема «Каштанов из огня», объективно направленная против Реставрации, сближала пьесу Мюссе с оппозиционной литературой эпохи. Однако и в этой пьесе намечены черты, отличающие Мюссе от поэтов демократического романтизма. В эпиграфе стоят слова Шиллера, прославляющие любовь. Тема любви в самых разнообразных вариантах станет отныне лейтмотивом всей драматургии Мюссе.

Но, в отличие от романтиков, Мюссе не верит в преображающую силу любви. Любовь — чистое и прекрасное человеческое чувство, но она бессильна преодолеть зло, цинизм, преступление, царящие в мире. Сталкивая эти два начала, Мюссе строит действие на резких контрастах. В поисках своей оригинальной драматургической манеры, своего собственного почерка он усваивает драматургический метод «Театра Клары Гасуль» Мериме. Лирическая патетика сцен Камарго сменяется грубым разгулом сцены в таверне, шутовской образ влюбленного в Камарго аббата Дезидерио переводится почти в трагический план, потому что, убивая Рафаэля, аббат становится орудием мести Камарго. Вслед за Мериме с небрежной дерзостью разрушая каноны классицистского театра, Мюссе свободно следует причудам поэтической фантазии. Но если Мериме стремился подчинить развитие действия своих пьес жизненной закономерности, всегда имеющей социальный характер, то Мюссе послушен в первую очередь полету своего воображения. Он перебрасывает» действие одноактной пьесы с места на место, нарочито нарушает жанровую однотонность пьесы, вводит иронический подтекст, тем самым внося пародийный элемент, направленный и против классицизма и против преувеличенности романтических страстей.

Все намеченные в первом сборнике тенденции полностью раскрылись после революции 1830 года, которая сыграла определяющую роль в процессе роста мировоззрения и творчества Мюссе. Революция 1830 года усиливает гражданственную тематику, до тех пор приглушенно звучавшую в поэзии Мюссе, Ряд его произведений начала 1830-х годов носит публицистический характер. В 1831 году Мюссе выступает с серией статей («Фантастические обозрения»), носящих резко обличительный характер. «О равнодушии в вопросах общественных и частных» — называет Мюссе одно из своих обозрений, бичуя типичное для буржуазного обывателя безразличие ко всему, что не касается его кошелька. Мюссе пишет о пустоте современной жизни, О бессмысленных измышлениях газет, о «мыльных пузырях» буржуазного политиканства. В аристократах Мюссе тоже не видит положительного начала. Его поражает бесполезность, нелепость их жизни, их интересов и занятий.

И внезапно у этого скептика вырывается крик: «Ах, когда же мы, подобно полякам, увидим, что наши женщины тоже носят у пояса кинжалы и приходят в госпитали, чтобы врачевать наши увечья,— да, тогда все пойдет по-другому» Эти строки продиктованы не только глубоким сочувствием к польскому восстанию, но и мечтой о благородной и мужественной жизни, противостоящей пошлости и ничтожности буржуазного бытия. Мюссе славит свободу в стихах и поэмах, он пишет блестящий памфлет на трусливого буржуа, который отмежевывается от любой политической группировки.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!