«Халлидонский холм»
Интерес к театру среди писателей этой эпохи был очень значительным. Не было почти ни одного литератора, который бы не попробовал свои силы в области драмы. К числу этих писателей относится и Вальтер Скотт, несколько пьес которого занимают в жанровом отношении среднее место между романтической трагедией и мелодрамой. Таковы его «Халлидонский холм» (1822), обозначенный автором как «драматический очерк из шотландской истории», «Судьба Деворчайля» (1830), «Дом Аспенов» (1830) и другие. Однако яркий драматизм, проявленный Скоттом в его романах, не получил адекватного развития в произведениях, написанных им непосредственно в драматической форме. Следует назвать и писателя, выступавшего под псевдонимом Барри Корнуол. Его настоящее имя было Брайен Уоллер Проктор. Наряду с трагедией «Мирандола» (1821) он известен своими «Драматическими сценами» (1819) — небольшими пьесами, интересными как образцы малых драматических жанров. Русскому читателю, больше чем английскому, известно также имя Джона Вильсона (1785—1854), ибо одна сцена из его пьесы «Чумной город» (1816) послужила источником сюжета для гениального «Пира во время чумы» Пушкина. Но великий русский поэт совершенно самостоятельно обработал этот сюжет, придав ему идейную и художественную значительность, бесконечно превосходящую то, что он нашел у своего английского предшественника. Пьесы романтиков, как правило, существенного значения для театрального репертуара не имели, так как на сцене шли по преимуществу драматургические изделия даже не второго, а третьего сорта. И тем не менее культура романтической эпохи оказала огромное влияние на английский театр, определив развитие актерского искусства, направление режиссерских исканий, трактовку великих произведений национальной классики, и прежде всего Шекспира.
Крупным достижением периода романтизма является значительное развитие драматической и театральной критики. Большое внимание уделяли романтики Шекспиру и его современникам. Романтическая интерпретация Шекспира получила яркое выражение в известных лекциях Кольриджа о Шекспире, прочитанных поэтом в 1810—1811 годах. Чарльз Лемб (1775— 1834) опубликовал «Образцы произведений английских драматических поэтов эпохи Шекспира» (1808) и был интересным театральным критиком. С первых лет XIX века большое место в репертуаре английских театров заняла мелодрама. Уже «Писарро» (1799) Шеридана довольно, близко подходил к этому жанру. Однако мелодрама сформировалась в Англии как самостоятельный жанр только в начале XIX века, опираясь на опыт французской мелодрамы, сложившейся в 90-е годы предыдущего века. Вольным переводом с французского оригинала была и первая английская мелодрама Холкрофта «Рассказ о тайне» (1802), поставленная в театре Ковент-Гарден. Источником для Холкрофта послужила мелодрама Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны», в которой в свою очередь были использованы английские источники. Содержание мелодрамы вполне соответствовало ее зловещему названию. В ней рассказывалась история двух братьев, один из которых, добродетельный, отец Селины, ушел в море и там попал в руки пиратов. Другой брат, законченный злодей, решил тем временем завладеть наследством его дочери. Он пытается выдать Селину замуж за своего сына и, чтобы расстроить ее брак с человеком, которого она любит, старается доказать, что она незаконный ребенок.
Но возвращается отец Селины, и брат-злодей решает его убить. К счастью, добродетельным героям удается расстроить планы злодея, он бежит в лес, но его настигает правосудие. Селина выходит замуж за своего возлюбленного, и они с отцом снова счастливы. Огромный успех мелодрамы Холкрофта объяснялся, разумеется, не ее литературными достоинствами. «Рассказ о тайне» произвел большое впечатление на современников прежде всего в силу своей сценической выразительности и эмоциональной насыщенности.