«Хижина дяди Тома»
Единственным выдающимся произведением аболиционистской литературы, оставившим глубокий след в театральной жизни США второй половины XIX века, был знаменитый роман Гарриет Бичер-Стоу (1811—1896) «Хижина дяди Тома» (1852). Было создано несколько сценических обработок романа. Инсценировка Джорджа Айкена ставилась в Нью-Йорке в 1853—1854 годах и выдержала свыше двухсот представлений. Инсценировка Чарльза Тейлора шла в Филадельфии в 1853—1854 годах с участием Джозефа Джефферсона, а также в Детройте и в Чикаго в 1858 году. Инсценировка романа Бичер-Стоу — одно из немногочисленных драматических произведений американских авторов, прочно вошедших в репертуар театров США. На протяжении всех последующих десятилетий вплоть до 30-х годов XX века «Хижина дяди Тома» неоднократно появлялась на подмостках американских театров, неизменно пользуясь успехом у зрителей.
При всем мелодраматизме этих инсценировок и акцентировании в них религиозных мотивов, они принесли на американскую сцену подлинный жизненный материал, дыхание современности, трагическую напряженность конфликта, страшную правду о страданиях негритянского народа.
Но после окончания гражданской войны эта реалистическая тенденция далеко не сразу получила развитие.
В середине XIX века реалистические искания чаще всего принимали характер так называемого «нежного реализма» — типичного порождения американской буржуазной демократии. Этот буржуазный реализм, который рисует иной раз «типические характеры», дает внешне схожее изображение реальной жизни, но никогда не поднимается до показа типических обстоятельств и конфликтов, в США был первым проявлением литературы, пропагандирующей «американский образ жизни». Основной принцип литературы и драматургии «нежного реализма» — реально описывать действительность, но выделять лишь ее положительные стороны, не замечая теневых.
Даже Вильям Дин Хоуэлс (1837—1920), один из создателей американского реалистического романа второй половины XIX века, в драматургии не поднимался выше бытописательства.
Хоуэлс написал ряд одноактных пьес («Файв оклок», «Лифт», «Рекомендательное письмо» и другие), а также больших комедий. В то время как одноактные пьесы ставились исключительно любителями, комедии Хоуэлса появлялись на подмостках профессиональных театров Америки и Англии. В своих пьесах автор не затрагивал больших социальных проблем, но они отличались сценичностью и вошли в репертуар.
Итак, драматические произведения первых трех четвертей XIX века, за немногими исключениями, не дают возможности говорить о наличии в Америке данного периода полноценной драматургии. Естественно, что театры не могли довольствоваться этой драматургией. Крупнейшие мастера американской сцены неизбежно обращались к лучшим образцам мировой классической драматургии, и прежде всего к Шекспиру.