Якобинские пьесы

Однако самостоятельное значение якобинского периода в истории итальянского театра заключается не столько в сценическом воплощении репертуара французского революционного классицизма или итальянского гражданского классицизма конца XVIII века, сколько в стимулировании качественно новой драматургии. Публика уже не довольствовалась тираноборческими тирадами и патетическими восклицаниями, вложенными в уста персонажей из древней истории. Она требовала пьес более злободневных, чем трагедии Вольтера, Шенье и Альфьери. Через несколько месяцев после отмеченного представления. «Виргинии» в том же миланском театре Ла Скала была показана пьеса «Бал у папы». Это была инсценировка недавнего эпизода, о котором в те дни много говорили во всей Италии. Вот ее содержание.

Ватикан взволнован тревожными вестями о продвижении французских войск. Папа Пий VI проклинает их безбожные полчища, австрийский генерал Колли приезжает в Рим, чтобы сообщить об успехах французов и заодно приволокнуться за племянницей папы, княгиней Браски. Развязка наступает на балу у княгини, когда в Ватикан приходит весть о приближении к Риму революционных войск, и единственный либерал из папского окружения, генерал ордена доминиканцев, уговаривает папу отказаться от тиары и возложить себе на голову фригийский колпак, символ свободы, припоминая, что некогда этот колпак был головным убором апостолов-рыбаков. Папе ничего не остается, как сменить проклятия на благословения и даровать своим подданным свободу. Это было первое представление на злобу Дня. Вслед за ним появились и более профессиональные, так называемые якобинские пьесы. Писались и ставились они наспех, и отчасти потому среди~ них нет ни одной, которая осталась бы в репертуаре итальянского театра. Но для своего времени они были чрезвычайно характерны. В Болонье, одном из самых театральных городов тогдашней Италии, была поставлена пьеса Нази «Революция». В ней изображалось, как некий молодой человек, влюбленный в дочь феодала, ярого реакционера, отказавшего ему в руке дочери, спасает отца девушки от смерти; после этого раскаявшийся феодал уже не противится браку между молодыми людьми. В Болонье ставились и другие пьесы Нази примерно такого же назидательного, гражданственного содержания.

Не отставала от общего течения и Венеция. В тот короткий промежуток времени, когда она находилась под владычеством Франции и не была еще уступлена Австрии по Кампоформийскому миру, там было поставлено несколько якобинских спектаклей, лучшим из которых была пьеса Сографи «Демократическая женитьба». По содержанию она несколько напоминала пьесу Нази: дворянин женится на девушке из народа. Как видим, дальше таких нехитрых «уравнительных» идей дело не шло. Однако и такое обращение к насущным задачам действительности имело немалое значение, потому что на смену абстрактному тираноборчеству здесь приходили конкретные политические лозунги социального равенства. В маленьком городке Фолиньо, на территории Папской области, была поставлена пьеса-феерия, текст которой до нас не дошел, а дошло только подробное ее изложение. Пьеса изображала «демократизацию» рая, произведенную чертями; рать восставших чертей штурмом берет небо и прикрепляет как символ своего торжества революционную кокарду на головной убор бога-отца. Значение этой театрализованной манифестации следует оценивать в том же «уравнительном» социальном смысле, что и антидворянские сочинения Нази и Сографи с их проповедью равенства сословий. Особое звучание феерия в Фолиньо получила оттого, что бог-отец подвергся такому издевательству именно на папской территории, при не свергнутом еще папском режиме.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!