Яркий характерный актера
Он очень рано приобщился к сцене, начав выступать в театре еще ребенком. Находясь много лет в труппе отца, колесившей по стране, Джефферсон был вынужден пробовать свои силы в различных ролях, познавая искусство актера на ходу, путем собственных наблюдений, поисков и ошибок. Труппе его отца случалось играть в дешевых ресторанах захолустных городков и селений, в пакгаузах, сараях, порой даже — свинарниках. Немало трудностей и невзгод приходилось преодолевать юному актеру в течение долгих лет скитаний. Рано потеряв отца, он столкнулся и с материальными заботами. С детских лет его главным учителем была сама жизнь. Это в значительной мере и определило непосредственность и правдивость его искусства.
Яркий харатерный актер, Джозеф Джефферсон сыграл много ролей. Среди образов, воплощенных им на сцене в начале его творческого пути, были Осрик, первый и второй могильщики в «Гамлете», Дональбайн, Малькольм и ведьмы — в «Макбете», Освальд — в «Короле Лире», Родриго в «Отелло», Парис в «Ромео и Джульетте», Тони Лемкин в пьесе Гольдсмита «Она смиряется, чтобы победить», герои трагедий Кольмана, комедий Бусико и другие. Наиболее прославленными его ролями были: Боб Акр в «Соперниках» Шеридана, Калеб Пламмер в инсценировке «Сверчка на печи» Диккенса и в особенности Рип Ван Винкль в инсценировке одноименного рассказа Вашингтона Ирвинга.
Джефферсон всегда стремился поднять своего героя, найти в нем те лучшие черты, которые порой скрыты в глубоких тайниках души. Эта гуманистическая направленность творчества Джефферсона сказалась, в частности, и на интерпретации им образа Боба Акра. Оставаясь в исполнении Джозефа Джефферсона грубоватым и неотесанным сквайром, Боб Акр приоб-ретал вместе с тем черты доброго малого.
Одним из отличительных свойств Джефферсона было сочетание в его творчестве комедийного начала с драматическим. Исполняя роль Азы Тренчарда в пьесе Тейлора «Наш кузен американец», он не только вызывал у зрителей веселый смех, но и заставлял их порой плакать. Образ Рипа Ван Винкля с большой силой и полнотой раскрыл эту особенность дарования актера. Бездумным весельем и удалью веет от молодого бродяги Рипа, легко и радостно шагающего по дороге жизни. Но вот судьба выкидывает с ним злую шутку — Рип засыпает на двадцать лет. Внезапно проснувшись, он обнаруживает, что выбит из привычной колеи, одинок, всеми забыт, стар. Джефферсон в этой сцене потрясал зрителей трагической силой большого человеческого горя. По мнению Бичер-Стоу, горестные переживания старого Рипа в исполнении Джефферсона приобретали такую глубину, которая позволяла сравнивать этот образ с Лиром.
Образ Рипа Ван Винкля примечателен еще и потому, что, создавая его, Джефферсоц с большим блеском продемонстрировал присущий ему дар перевоплощения. Впечатление было особенно сильным в сцене пробуждения, когда перед зрителями вместо молодого весельчака и мечтателя Рипа неожиданно появляется глубокий старик, беспомощный и растерянный.
Но создание Джефферсоном образа Рипа имело не только выдающееся художественное, но и большое общественное значение. В исполнении Джефферсона с еще небывалой силой отразилась та борьба за национальное искусство, за утверждение национального героя, которая велась лучшими передовыми актерами Америки и которая была одним из проявлений крепнущего национального самосознания. Впервые на американской сцене прочное место занял герой-американец, вышедший из народа и любимый им. Необычайный успех и всеобщее признание сопутствовали Джефферсону в этой роли именно потому, что актер сумел глубже и полнее, чем когда-либо, проникнуть в существо национального характера своего героя, сжиться с ним, понять и полюбить его. Чутьем большого художника Джефферсон почувствовал в этом простом, беспечном, немного ленивом парне чистое и горячее сердце, нежную любовь к свой стране, к ее людям и природе, каждой былинке и каждому ручью, ко всему тому, что олицетворяется в слове родина.
Замечательному актеру удалось усилить лучшие черты произведения Ирвинга, народную самобытность его героя, юмор, элементы фольклора. Джефферсон объездил с этой ролью всю Америку, побывал в Австралии и других странах, неизменно пользуясь огромным успехом у широкого зрителя.