Задача художника Бальзака
В своих статьях, рецензиях, письмах, в предисловии к «Человеческой комедии» Бальзак выступает как крупнейший теоретик эстетики критического реализма. Он исходит из того, что моделью искусства является общество.
Основную задачу художника Бальзак видит в том, чтобы создать «историю, забытую столькими историками, — историю нравов». Художник обязан накапливать материал жизненных фактов, быть «археологом общественного быта, счетчиком профессий, летописцем добра и зла». Бальзак видит цель своего творчества в том, чтобы стать скромным доктором социальной медицины, врачевателем неизлечимых недугов. Но он предостерегает от механического копирования жизненных явлений. Важнейшим условием создания полноценного произведения он объявляет умение «уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий»найти «эту основу, этот социальный двигатель». Бальзак выдвигает требование типизации жизненного материала «путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров». Этот принцип и лежит в основе его творческого метода.
Считая Бальзака крупнейшим французским художником-реалистом XIX века, Ф. Энгельс подчеркивал, что «реализм подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоя-тельствах», и видел воплощение этого метода в «Человеческой комедии» Бальзака. Принцип типизации дополняется выдвигаемым Бальзаком требованием рассматривать человеческий характер в его развитии и в его обусловленности социальной средой, видеть за повседневными, обыденными делами людей события «общественной жизни народов». Бальзак выдвигает требование оценки накопленного жизненного материала с определенных позиций. Однако в поисках критерия он проявляет противоречивость, настаивая на необходимости оценивать социальный двигатель общества с точки зрения отдаления или приближения его «к вечному закону, к истине, к красоте». В этом сказались черты метафизичности и идеализма положительной программы Бальзака, которая носит абстрактно моральный характер и фактически повторяет просветительную рационалистическую доктрину: «Я верю в совершенствование самого человека» 7 — декларирует Бальзак в «Предисловии к «Человеческой комедии». Реализацией эстетической программы Бальзака стал гигантский труд всей его жизни — цикл «Человеческая комедия», построенный по строго продуманному плану и охватывающий все стороны французской общественной жизни. Ему удалось, по словам Энгельса, дать «самую замечательную реалистическую историю французского общества, описывая в виде хроники, год за годом, нравы с 1816 по 1848 год» В девяностосеми романах и повестях, вошедших в «Человеческую комедию», Бальзак глубоко раскрыл жизнь различных социальных слоев. Он сумел показать логику исторического развития, закономерность буржуазного прогресса.
Симпатизируя аристократии, он в то же время видит историческую обреченность французского дворянства. «Он показывает, как последние остатки этого образцового для него общества либо постепенно гибли под натиском вульгарного выскочки, либо были им развращены». Центральное место среди героев «Человеческой комедии» занимают представители различных слоев буржуазного класса. Беспощадно обличает Бальзак денежную стихию, всесильную власть чистогана, извращающего все человеческие отношения. Хотя Бальзак противопоставляет циничным накопителям и паразитирующим тунеядцам типа ростовщика Гобсека или банкира Нюсингена честных героев, бескорыстно действующих во имя промышленного прогресса (Сезар Бирото, Давид Сешар и многие другие), он убедительно показывает неизбежность их поражения в мире, где царит один только откровенно хищнический расчет.