Жанр комедии и водевиля
Эти легкие жанры вливались в основное русло репертуара и в значительной мере определяли характер театральной жизни Парижа Второй империи. Эти жанры отвечали вкусам пестрой и разнообразной парижской публики. Проливая слезы во время представления нравоучительных драм, эта публика охотно шла в какой-либо из бульварных театров, которые отнюдь не являлись «школой добродетели». Но зато там можно было развлечься, не ощущая при этом морализующей тенденции автора, можно было просто посмеяться веселой и непринужденной шутке, послушать остроумные куплеты, порой не лишенные намеков на события современности, и посмотреть модный канкан.
В жанре комедии и водевиля выступали многие драматурги. Сарду, хорошо знавший вкусы парижского зрителя, щедро снабжал театры веселыми и непритязательными комедиями. С шумным успехом шли пьесы Анри Мельяка (1832—1899) и Людовика Галеви (1834—1908). Этими драматургами, в наши дни более известными в качестве либреттистов, был написан ряд репертуарных комедий («Маленькая маркиза», «Фру-Фру» и другие). Комедия Мельяка и Галеви «Фру-Фру», сочетавшая занимательность сюжета с поверхностным психологизмом и сентйментальностью, в. ошла в репертуар многих выдающихся актрис Европы благодаря выигрышной роли героини Жильберты — женщины, которая бросает мужа и ребенка, а затем раскаивается и умирает от чахотки. В русском театре эта пьеса шла под названием «Ветерок». Мельяк и Галеви создали своеобразный жанр комедий «Парижской жизни», к которому принадлежали и произведения Лабиша. Эжен Лабиш (1815—1888) был одним из наиболее талантливых и популярных драматургов Второй империи. Его многочисленные комедии и водевили (всего им было написано более ста пьес) завоевали ему широкую известность во Франции и далеко за ее пределами. Драматургия Лабиша была связана с парижскими театрами бульваров, вкусы своеобразной публики которых оказали большое влияние на идейные и художественные особенности его пьес. В этих театрах можно было увидеть богатых прожигателей жизни, искавших в театре легкого и бездумного веселья. Охотно посещали театры бульваров и многочисленные мелкие буржуа и демократическая интеллигенция, которые особенно бурно реагировали на сатирические выпады комедий Лабиша против состоятельных и богатых буржуазных кругов, против знати и военщины. К числу лучших одноактных водевилей Лабиша принадлежит «Мизантроп» (1852), в котором в шутливой форме высказывается мысль, что правда и честность не нужны в буржуазном обществе.
Герой водевиля — рантье Шифонне, убежденный, что все люди лгуны, нанимает себе в дом честного водоноса крестьянина Машавуана для того, чтобы он говорил ему правду. Но правда оказывается весьма беспокойной для богатого буржуа. Простодушный и прямой Машавуан разоблачает ложь и обман, проникающие во все области жизни его хозяина. Так, Шифонне отказывается дать в долг деньги своему знакомому, говоря, что их у него нет, а Машавуан доказывает, что он говорит неправду, и в доказательство приносит бумажник с деньгами. Шифонне, уклоняясь от дежурств в национальной гвардии, велит швейцару говорить, что Шифонне с этом доме не живет, но Машавуан, возмущенный этой ложью, разоблачает ее и сам приносит своему хозяину повестку. Шифонне скрывает, что он носит парик,— Машавуан приносит ему парик в присутствии дамы и т. д. Изнемогающий от правды Шифонне восклицает: «О правда, святая правда! Я излечился от желания тебя слышать!» Но правда недолго нарушает спокойствие жизни почтенного буржуа: под воздействием окружающей его среды Машавуан сам начинает лгать, сначала будучи вынужден к этому, а потом и добровольно. В пьесах Лабиша 1860-х годов значительно усиливаются сатирические мотивы и реалистические черты в изображении нравов и быта.