Злобная карикатура

Наиболее интенсивный период деятельности Понсара падает на 1850-е годы. Вместе с прочими буржуазными республиканцами он сильно поправел после революции 1848 года. Все его следующие пьесы пропагандировали идеи буржуазной реакции, идеи той самой «партии порядка», которая под девизом «собственность, семья, религия, порядок» объединила усилия и разгромила июньское выступление пролетариата.

В 1850 году Понсар создал злобную карикатуру на якобинцев в трагедии «Шарлотта Корде», упрочив свою репутацию «благонадежного» писателя. Луи Бонапарт благоволил к нему не меньше Луи-Филиппа. Однако Понсар не сразу нашел тему, созвучную новым общественным обстоятельствам. После переворота 2 декабря 1852 года, когда политический авантюрист Луи Бонапарт уничтожил республику и объявил себя императором Франции, республиканская поза и героическая декламация стали по меньшей мере неуместными в глазах буржуазного зрителя. Французская буржуазия сама разгромила восстание парижских рабочих, сама отказалась от всех демократических завоеваний февральской революции 1848 года и во имя своего классового господства приняла реакционную бонапартистскую диктатуру. Античные драпировки теперь казались либо смешным архаизмом, либо досадным напоминанием о недавних «демократических» прегрешениях. Поэтому в 1850—1860-е годы Понсар вместе со всей буржуазной драматургией обращается к современной теме, сохраняя, однако, александрийский стих и внешнюю форму классицистской комедии. Две его комедии в стихах— «Честь и деньги» (1853) и «Йиржа» (1856) по своему буржуазно пропагандистскому звучанию прямо примыкают к драматургии Скриба. Несмотря на морализующую декламацию о вреде биржевого ажиотажа и прославление «честной бедности», обе пьесы носят откровенно охранительный характер. Понсар глубоко убежден в справедливости буржуазного общественного строя и обвиняет только некоторых его представителей в чрезмерной погоне за наживой.

Шумный успех этих идейно и художественно ничтожных пьес у буржуазного зрителя открыл Понсару двери Французской Академии. А Наполеон III прислал ему письмо, в котором поздравлял с успехом «Биржи» и восклицал: «Я был ис-тинно счастлив услышать, как вы, со всем авторитетом вашего таланта, одушевленный самыми лучшими чувствами, обличаете и боретесь с прискорбным увлечением нашего времени». Демагогическая фальшь этого заявления становится особенно очевидной, если вспомнить, что в период Второй империи «биржевая спекуляция праздновала свои космополитические оргии», что «государственная власть, которая, казалось, высоко парит над обществом, была в действительности самым вопиющим скандалом этого общества, рассадником всяческой мерзости» и что сам император Наполеон III был крупнейшим из биржевых спекулянтов Франции. В пьесах 1860-х годов Понсар продолжал оставаться на тех же позициях, призывая к филантропии, к классовому миру и разъясняя зрителю необходимость отречения от борьбы. Понсар не обладал легкостью и занимательностью, присущими Скрибу. Тяжеловесная, назойливая дидактичность, убивавшая действие и правду характеров, была прямым следствием идейной фальши, неуклюжей буржуазной демагогии.

Но именно эти качества принесли Понсару признание правящих кру-гов. Правительство Второй империи как бы выдало Понсару свидетельство о политической благонадежности, наградив его незадолго до смерти званием кавалера ордена Почетного легиона. «Школа здравого смысла» была лишь ступенью к развитию и утверждению буржуазной драматургии следующего этапа — драматургии Второй империи, ведущими представителями которой будут Эмиль Ожье и Александр Дюма-сын. В ряды драматургов с начала 1840-х годов вступает величайший представитель критического реализма Оноре де Бальзак (1799—1850). Весь путь Бальзака-драматурга сопровождался непрерывными столкновениями с правительственными кругами, буржуазным зрителем, реакционной критикой. Все это крайне осложняло сценическую судьбу драматических произведений Бальзака, но не могло заставить его отказаться от драматургической деятельности.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!