Значение декрета
В августе 1790 года группа драматургов (Седен, Мерсье, Бомарше, Дюсис, М. -Ж. Шенье и другие) подала в Учредительное собрание петицию, требующую свободы театров. После долгих дебатов Учредительное собрание приняло 13 января 1791 года декрет о свободе театров, который решительно уничтожил старую театральную систему. Он изъял театры из подчинения двору, передал руководство ими городским властям, отменил королевскую цензуру, утвердил принцип свободной конкуренции и понятие «авторского права». Теперь любой гражданин Франции получил право «открыть театр и ставить там пьесы всякого рода». Значение этого декрета не ограничивается рамками одного французского театра. Задачу ломки феодально-абсолютистской театральной системы и рождения новых форм театра буржуазного общества театр французской революции выполнил, в сущности, в международном масштабе.
Впечатление от этого декрета было огромным. Когда вечером в день его опубликования в одном из бульварных (то есть расположенных на бульварах) театров Парижа, где до того разрешалось играть только за газовым занавесом, сорвали этот занавес, а в другом театре актеры, прежде имевшие право только мимировать, вдруг заговорили и запели, зрители ликовали вместе с актерами. Ликвидация нелепых, уродливых театральных законов была воспринята демократическим зрителем как разрушение одной из идеологических Бастилий старого режима. Театральная жизнь забила теперь ключом. Сразу же после издания декрета в Париже было открыто девятнадцать новых театров. Но в период 1789—1794 годов выжили только те театры, которые оказались созвучными интересам революционных масс. Это ясно проявилось уже на первом этапе революции, когда король еще не был низложен, а идеологи буржуазии, боявшиеся дальнейшего расширения народной революции, усердно проповедовали идеи конституционной монархии и. классового мира. Эти идеи нашли широкое отражение в драматургии первых лет революции, определив ее основную проблематику. Но уже события июня — июля 4791 года положили конец надеждам на возможность единения интересов народа и короля и в то же время нанесли сокрушительный удар иллюзиям о единстве интересов третьего сословия. Бегство короля и королевы, задержанных у границы и возвращенных в Париж, показало истинную сущность монархии и ее социальной опоры — аристократии. А расстрел народной демонстрации на Марсовом поле 17 июля 1791 года был этапным политическим событием, потому что он раскрыл глаза народу на контрреволюционную сущность монархической буржуазии. Революция вступила в полосу подъема, и это вызвало лихорадочную активизацию всех контрреволюционных сил в стране. С середины1791 года нейтральная позиция в театре стала невозможной. Борцом против идей политического примиренчества выступил сам революционный народ, пришедший в театры. Преодолевая сопротивление актеров и властей, зрители добивались постановки революционных пьес. Вмешательство зрителей неоднократно приводило к запрещению контрреволюционных, роялистских или примиренческих пьес. Бурная политическая целенаправленность зрительного зала определила все основные существенные тенденции развития театра французской революции.