«Зять господина Пуарье»
Играя старика Пуарье («Зять господина Пуарье»), Го подчеркивал демократические тенденции этой роли, особенно выразительно передавая ироническое отношение своего героя к паразитически живущим аристократам. С большой художественной силой создал актер тип бесчестного стяжателя нотариуса Герена. Образ провинциального буржуа, который, не брезгуя никакими средствами, составляет себе в течение ряда лет почтенное состояние, был дан Го как цельный, монолитный и многогранный характер.
Герен у Го был не воплощением порока, но живым человеком с присущими его индивидуальности различными чертами и свойствами. Жадный и пронырливый делец и в то же время человек, склонный к благодушному веселью, пройдоха и обманщик, он не лишен черт разонера; тиран и деспот с оттенком свободомыслия — таким давал актер своего «героя». Но в этой замечательной роли Го нашла свое проявление и известная исторически обусловленная ограниченность его реализма… Жюль Леметр, описывая игру Го в роли Герена, отмечал, что «актер отнесся с видимым уважением к изображаемому им лицу». Очевидно, гуманистические устремления Го заставляли его ценить в характере Герена его большой ум, сильную волю и всю своеобразную талантливость этой яркой натуры. Но лишенные четкой идейной концепции гуманистические устремления актера вели к снижению обличительной силы реализма — Го вызывал у зрителя уважение к силе ума и воли безотносительно к целям, которым они служат. К лучшим созданиям Го относится и Меркаде в комедии Бальзака. До Го роль Меркаде играл Жеффруа, исполнявший ее в фарсово-буффонной манере. У Жеффруа — Меркаде главными чертами были «веселость и плутоватая легкость». Го, отказываясь от легкой комедийности и веселости, подчеркивал значительность и силу Меркаде, раскрывая при этом и другие стороны его характера. По словам современного критика, Го «создает живой блистательный тип из личности Меркаде, поражающий своей современностью и ярким реализмом».
Если Меркаде у Жеффруа был добряком и несколько напоминал Жеронта, то «Го резче оттенил тип дельца, сухого в обращении и в речах, озабоченного, сварливого, и вместе с тем придал ему оттенок лукавства и иронии». Подчеркивая в образе Меркаде его ум, талантливость и силу, актер «заставляет очень часто жалеть о том, что дарования Меркаде употреблены на специальность делового пройдохи», — отмечал русский критик А. М. Скабичевский. По его словам, в «исполнении Го чувствуется грустная нота, не отнимающая, однако ж, у его игры необычайной энергии, блеска и разнообразия оттенков». Художественный метод Го — актера-реалиста требовал отказа от омертвевших традиций и поисков новых приемов игры, более свободных, естественных и непринужденных. «С Го пошла эта новая манера не обделывать каждой фразы, — писал русский критик, — а выполнять роль штрихами, накладывать легко светотени». «Он задумывает роль широкими штрихами и выполняет ее яркими мазками»,— отмечает другой современник. Эти новаторские черты творческой манеры Го получили высокую оценку у реформатора французской сцены Антуана, который писал: «Он был вдохновителем и предтечей… он указывал путь новой школе». Творчество Го явилось новым периодом в истории французского актерского искусства. В игре этого актера получили самое яркое и полное воплощение реалистические устремления французского театра, позволявшие современникам сопоставлять искусство Го с мощным реализмом романов Бальзака.
Роли героев-любовников в театре Французской Комедии в течение многих лет (1826—1903) исполнял с большим успехом талантливый актер Луи Делоне, ученик Прово. Отличительными качествами этого актера были эмоциональность, порывистая страстность и тонкий лиризм при исполнении ролей светских молодых людей в комедиях Мольера, меланхолических любовников в пьесах Мюссе и неистовых героев романтических драм, в которых его лучшей ролью был Эрнани в одноименной драме Гюго. Сценические данные Делоне были исключительно благоприятны для занимаемого им амплуа: он был красив, изящен, голос его обладал силой, теплотой и богатством оттенков. Исполнению его, отличавшемуся эффектностью и блеском, несколько не хватало внутренней глубины и силы.